На минувшей неделе нижегородцев одарили «витаминами радости» артисты театра-фестиваля «Балтийский дом» (С.-Петербург). На сцене драмтеатра им. Горького в рамках проекта «Большие гастроли» Министерства культуры РФ гости из Питера показали «Пиковую даму», «Семью в подарок», «НеПлохие парни», «Остров сокровищ» и «Счастье мое». Одновременно нижегородцы представил пять лучших спектаклей в С.-Петербурге. Наш корреспондент посмотрела постановку по повести Пушкина «Пиковая дама» и делится своими впечатлениями.
Центр театральной культуры
Театр-фестиваль «Балтийский дом» знаком нижегородскому зрителю. В прошлом году на Горьковском фестивале спектакль «Душечка», поставленный петербуржцами, завоевал гран-при. Как отметил на пресс-конференции генеральный директор театра-фестиваля Сергей Шуб, наш город, куда Сергей Григорьевич приезжал с театром имени Ленинского комсомола в далеком уже 1983 году, был и остается одним из центров театральной культуры России.
Нижегородцы увидели и премьерные спектакли текущего сезона театра-фестиваля, и уже полюбившиеся зрителям. Приехали и любимые артисты. Так, в спектакле «Семья в подарок» одну из главных ролей сыграла актриса Татьяна Пилецкая, отметившая недавно 95-летний юбилей. Пилецкая, звезда экрана далеких 1950-х годов, сегодня снова переживает всплеск популярности. На спектакли в С.-Петербурге, где занята актриса, билеты раскупаются молниеносно.
Сказочный мир
Свои гастроли «Балтийский дом» открыл новым спектаклем «Пиковая дама», который приурочили к 225-летнему юбилею Пушкина. Режиссер Наталья Индейкина знакома нижегородцам – поставила в театре «Комедiя» два мюзикла. Отвечая на вопрос, какие спектакли сегодня пользуются в С.-Петербурге наибольшей популярностью, Сергей Шуб заметил: «похожие на сказку, рассказанную на ночь, но сказку такую, после которой хочется утром проснуться и с радостью встречать новый день». Такой же, похожей на сказку, получилась и постановка «Пиковой дамы».
– Визуально спектакль напоминает хоррор-мультфильм, близкий к бертоновской эстетике выбеленных лиц и черных силуэтов деревьев, из-за которых по всем канонам жанра вот-вот выглянет призрак, – говорит режиссер Наталья Индейкина. – Художник Елена Вершинина создала на сцене полупрозрачный черно-белый мир, хрупкий, как весенний лед на Неве. Неосторожно пойдешь – провалишься.
По словам режиссера, было написано несколько вариантов инсценировки. Утвердили концепцию, где ключевым словом стала «игра». Игра как форма существования человека, одержимого страстью и постоянным желанием испытывать судьбу.
В спектакле Пушкин-поэт ведет переписку с императором Николаем I, где Его Величество корит Александра Сергеевича за пристрастие к игре. Используются личные письма поэта к П. А. Вяземскому, Л. С. Пушкину, Н. Загряжскому, текст из донесения А. Х. Бенкендорфа. Известно, что классик русской литературы был заядлым картежником, постоянно находился в долгах и не раз говаривал, что поэзия для него только способ добывания денег для того, чтобы играть в карты. Неслучайны и заключительные слова, сказанные поэтом в спектакле: «Я лучше умру, чем перестану играть!»
Играют все
Действие разворачивается вокруг карточного стола. Играют все – главные герои, второстепенные, сам Пушкин. Персонажи, поглощенные игрой, не замечают, что стареют, уходят в небытие. На экране в глубине сцены то и дело возникают призраки, мистические очертания ушедших в вечность. Все крутится-вертится вокруг игры, будто персонажи, однажды вскочив в карусель, никак не могут сойти с круга.
Спектакль идет два часа без антракта, но смотрится на одном дыхании. Словно исполняется «Болеро» Равеля, где на фоне гипнотического воздействия неизменной, множество раз повторяющейся ритмической фигуры раз за разом проводятся две темы, наращивая эмоциональное напряжение. Сначала играет и постоянно проигрывает Германн, потом играет и проигрывает графиня Томская в молодости, потом Германн играет… уже в любовь с Лизонькой, потом графиня в старости куражится-играет с Германном. И вот уже Лизонька, новая графиня Томская, играет роль хозяйки имения, такой, какой она себе ее представляет. Особую музыкальность повести Пушкина уловил еще Петр Ильич Чайковский, создав всемирно известную оперу «Пиковая дама», арии из которой использованы в постановке.
Без халтуры
Понравилась безупречная режиссура и великолепная игра актеров. Каждый занятый в спектакле актер четко знал свое место на сцене. Тщательно продуманы сценические ходы – что делает персонаж, что говорит, куда движется. Часто бывает, столичные артисты не обременяют себя сложной сценографией. Но не в нашем случае. Питерский театр дорожит своей репутацией. Привезли полноценный спектакль из репертуара стационарного театра, а не облегченный, гастрольный вариант. Угадывалась серьезная работа художника-постановщика Елены Вершининой на сцене, где зыбкий мир погружен в серебристую ускользающую материю. Мистические атрибуты – зеркала, двери в потусторонний мир, свечи – все создавало атмосферу таинственности, сказочности. Зрители были в восторге.
Елена Анисимова
Фото Валерии Авдеевой