День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

«Черный пруд». Вне времени

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
https://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/chernyj-prud-vne-vremeni#sigProGalleria918e853e67
joomlamodniyportal.ru

В нижегородском культурном центре «Рекорд» открылась выставка картин «Черный пруд». Вне времени». Экспозиция включила работы художников нижегородского неформального объединения «Черный пруд» последних двух лет: Галины Каковкиной, Николая Сметанина, Сергея Сорокина, Алексея Акилова, Геннадия Урлина, Николая Опыхтина, Натальи Панковой, Якова Васильченко, Алексея Сахарова.

«Рекорд» как традиция

Символично и закономерно, что очередную выставку «чернопрудовцев» организовали в «Рекорде». Ведь именно здесь зимой 1987 года состоялась самая первая и самая громкая публичная выставка «неформалов» от живописи. А кинотеатр «Рекорд» в годы перестройки стал для художников, которых когда-то не признавало официальное искусство, основной выставочной площадкой. Шли годы. Молодые живописцы совершенствовали мастерство, обретали неповторимую авторскую манеру. Художники умели меняться, быть неожиданными и разными. Активный период групповых выставок восьмидесятых в девяностые годы сменился периодом индивидуальных показов. Объединение «Черный пруд» существует и поныне. Каждый из художников за 36 минувших лет обрел узнаваемый почерк, темы, сюжеты. Но все остаются верны эстетическим принципам, с которыми выступали еще в советское время. Отдают дань творчеству не как обычному хобби или развлечению, а как смыслу жизни.

Созвучно эпохе

Название новой экспозиции «Вне времени» созвучно названию выставки «Цвет времени», которая была организована летом прошлого года также в культурном центре «Рекорд». Нынешняя демонстрация работ стала, по сути, своеобразным продолжением заявленной ранее темы. Что волнует художников сегодня? Какие сюжеты, художественные образы находят отражение в их творчестве? К сожалению, не все «чернопрудовцы» в силу разных причин продолжают активно работать. Поэтому в экспозицию включили и картины прошлых лет А. Сахарова, Н. Опыхтина, Г. Урлина. Надо отдать должное кураторам проекта Наталье Панковой и Наталье Соколовой, насколько грамотно размещены картины в арт-пространстве, как подобраны группы полотен по цветовой гамме, по настроению. На втором этаже представлены сюжеты с тонким оттенком грусти, в темных и приглушенных тонах. «Одинокий старик» Якова Васильченко, «Натюрморт на черном фоне» и «Пандемия в Риме» Алексея Акилова, «А что делать?» Сергея Сорокина, «Печальный всадник» Николая Сметанина. Мы видим, что зрелым художникам близка роль философа-наблюдателя. Они приглашают зрителя разделить с ними свое миропонимание. И совсем другой настрой в работах на первом этаже – мажорный, праздничный, ликующий. Как отметила министр культуры Нижегородской области Наталья Суханова на открытии выставки: «Проекты объединения в «Рекорде» стали хорошей традицией, но что меня удивило – это яркие краски, цвета, количество новых работ. Вдохновение не покидает наших художников, и они всегда готовы к новым встречам с посетителями наших выставок».

Цвет настроения

Удивительно, насколько схожим бывает настроение в определенные периоды времени у духовно близких людей. В частности, на выставке мы увидели обращение к одним и тем же сюжетам, схожие цветовые решения. А как гармонично смотрятся рядом друг с другом картина Якова Васильченко «Всматриваясь в траву» и картина Галины Каковкиной «Вечер»: те же золотисто-коричневые тона, то же ощущение переполняющего душу человеческого счастья. Еще один, можно сказать, совместный триптих «Цветы»: картина «Время сирени» Сергея Сорокина, «Сад» Николая Опыхтина и «Цветущий дворик» Натальи Панковой. Как будто рисовал один художник один и тот же букет, но его образ постепенно стирался в памяти. Кисти сирени у Сорокина четко угадываются, затем становятся неопределенными у Опыхтина, и, наконец, у Панковой они уже мозаичные, бесформенные – просто легкие, воздушные мазки. Галина Каковкина вспоминала, что «когда молодые художники только еще начинали творить, у них появилась новая форма работы – один начинает какую-то тему, друзья ее подхватывают, и тут же появляется серия картин разных авторов, посвященных одной объединяющей идее». Старая традиция возрождается?!

Необычные совпадения

Как рассказала газете «День города» Наталья Панкова, на этот раз такие совпадения – простая случайность. Судьба давно сложилась так, что художники творят индивидуально. «Но не зря же мы встретились и подружились много лет назад, – говорит Наталья Панкова. – Все мы были близкими по духу, по мироощущению. У нас было единое понимание и отношение к искусству. Так что это до сих пор проявляется в творчестве». Отбирая работы и размещая их в пространстве культурного центра, организаторы постарались, чтобы зрители смогли увидеть не только индивидуальный авторский стиль художника, но и почувствовать, что художников объединяет и роднит. Куратор выставки Наталья Соколова дополняет: «Мы выбирали на выставку главные работы, которые можно было бы назвать квинтэссенцией творчества художников, основной темой. Для Якова Васильченко такой доминантой стала тема «Травы», у Галины Каковкиной – «Сосны» и т. д. Но самое главное для нас, что встреча с живописью объединения «Черный пруд» – это всегда праздник».

Елена Анисимова

Фото автора 

  • 060 (1918) 05.07.2023

Дата публикации

« Февраль 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29      

Свежий номер

Свежий номер

015 (1992) 28.02.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru