День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

«Стиль Победы» в итальянском дворике

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
https://dengoroda-nn.ru/ru/karta-goroda/stil-pobedy-v-italyanskom-dvorike#sigProGalleria65ef8126c0
joomlamodniyportal.ru

Продолжаем рассказ о наиболее интересных с точки зрения истории архитектуры зданиях и строениях Нижнего Новгорода. Сегодня поговорим о так называемом сталинском ампире, или «стиле Победы». Конкретно – о доме № 2 по улице Минина.

Хорошо забытое старое

Стиль архитектуры послевоенных лет пронизан пафосом Победы в Великой отечественной войне. Иосиф Сталин, как известно, был консерватором в искусствене любил авангардистские изыски конструктивизма, предпочитая классические образцы зодчества Древней Греции и Древнего Рима. Поэтому в 1940–1950-е годы в архитектуре СССР доминировал неоклассицизм. Сталинский ампир (или стиль Победы) – один из вариантов неоклассицизма. Термин «ампир» происходит от французского слова empire («империя»). Сталинский ампир опирался на русский ампир начала XIX века, распространившийся в Российской империи после победы в Отечественной войне 1812 года. Что это такое? Широкое использование античных форм, символики Римской империи (арматуры, гирлянд и венков славы, античных ваз), а также массивных портиков, колоннад и арок. В рамках стиля в Нижнем Новгороде применялись не только формы Древней Греции и Древнего Рима, но также эпохи Возрождения и русского классицизма. Резюме: новое – нередко хорошо забытое старое.

Сплав молодости и опыта

Жилой дом Горьковского автозавода, занимающий угловое положение на выходе улицы Минина на площадь Минина и Пожарского, – ярчайший образец стиля Победы в нашем городе. Построен в 1951–1954 годах. Авторы проекта – архитекторы Александр Тюпиков, получивший образование в Академии художеств в Петербурге еще до революции, и Вадим Воронков.

На момент начала строительства Тюпикову – 71 год, а Воронкову – только 26. Тюпиков к тому времени успел поработать начальником строительного отдела на заводе им. Свердлова в Дзержинске. В 1927 году руководство завода (включая Тюпикова) было репрессировано. Сам архитектор был приговорен к расстрелу. Но машина репрессий дала сбой: через несколько лет Тюпиков освободился и в 1930-е годы построил в Нижнем Новгороде Дом чекиста и здание НКВД на Малой Покровской, а также стадион «Динамо».

Вадим Васильевич Воронков с 1958 по 1966 год работал главным архитектором Дзержинска, а с 1966 по 1986 год (20 лет!) – главным архитектором Горького. Ушел из жизни совсем недавно – в 2016 году. До последнего преподавал в ННГАСУ, активно участвовал в общественных обсуждениях новейшей городской архитектуры и генерального плана развития Нижнего Новгорода. Мне посчастливилось несколько раз брать интервью у выдающегося зодчего. Воронков всегда подчеркивал, что как бы мы ни относились к наследию Сталина, но при жизни генералиссимуса у советских архитекторов было несравнимо больше творческой свободы, чем в последующие годы. Когда в 1660–1980-е отечественные города застраивались целыми микрорайонами безликих пятиэтажек и девятиэтажек, а роль главного архитектора в том же Горьком зачастую сводилась к привязыванию на конкретной территории очередного типового проекта, придуманного, как правило, в Москве. Опытный Тюпиков, который успел поработать еще до революции и знал о неоклассицизме, что называется, не понаслышке, сумел вместе со вчерашним студентом Воронковым создать в начале улицы Минина выдающийся образец архитектуры послевоенного времени.

В разные годы в доме проживали известные нижегородские деятели искусства, культуры, науки и образования: народная артистка РСФСР Антонина Самарина, известный актер театра и кино Владимир Самойлов, начальник Волжского пароходства Константин Коротков, преподаватель Горьковской консерватории Витольд Португалов, советский инженер Сергей Русаков и другие. 23 марта 2001 года по обращению жильцов здание поставлено на учет государственного органа охраны памятников.

Итальянский контекст

Дом на Минина, 2 построен не в безвоздушном пространстве, а потому изначально требовал контекстуального подхода. Специалисты считают, что послевоенное строение аккуратно вписано в существовавший ансамбль главной площади города.. Например, высота углового дома привязана к примыкающему слева зданию бывшей конторы пароходного общества «Волга» начала XX века, а декор подхватывал классицистические мотивы окружающей застройки. Нижегородский искусствовед и экскурсовод Антон Марцев даже считает, что небольшой кусочек площади Минина и Пожарского ближе к Чкаловской лестнице – самое итальянское место в Нижнем Новгороде! Примыкающая к большой площади «площадка» – городской ансамбль, в котором второй дом по улице Минина играет не последнюю роль. Марцев полагает, что вкупе со стилем Победы здесь немало сходства с архитектурой эпохи Возрождения: элементы ордера, вазоны и так далее. Собственно, одно другому не противоречит: стиль Победы базируется в том числе и на достижениях итальянского Возрождения.

Ольга Орельская, автор книги «Стиль Победы» в архитектуре города Горького»: «Примером советского ампира может служить пятиэтажный жилой дом № 2 по улице Минина. Здание тактично вписано в окружающий исторический контекст. Оно примыкает к объему бывшего пароходного общества «Волга», выполненного в неоклассическом стиле начала ХХ века. Поэтому использование на его «срезанном» углу колонн ионического ордера становится вполне уместным. «Крылья» жилого дома практически лишены декоративного убранства, и весь акцент делается на узкий угловой фасад».

Сергей Анисимов

Фото из открытых источников

  • 104 (1962) 15.11.2023

Дата публикации

« Июль 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Свежий номер

Свежий номер

061 (2038) 10.07.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru