День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

«Дом-пряник»: нижегородская Флоренция

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
https://dengoroda-nn.ru/ru/karta-goroda/dom-pryanik-nizhegorodskaya-florentsiya#sigProGalleriac72ec8cdc2
joomlamodniyportal.ru

Недавно на федеральном культурном телеканале показали документальное кино под рубрикой «Роман в камне. Архитектурные шедевры мира». Объектом пристального внимания столичных телевизионщиков стал особняк купца Маркова на улице Ильинской в Нижнем Новгороде.

Шехтель или…?

«Пряником» это здание называют за необычный внешний вид. Сын судовладельца Василия Маркова Арсений в 1905 году за год построил на Ильинке особняк, женившись на подруге детства из села Желнино Балахнинского уезда. Специалисты говорят, что такого рода изящной итальянской архитектуры эпохи Кватроченто в нашем городе больше нет. И вот почему. Снаружи – итальянское палаццо (дворец) раннего Возрождения. Внутри – декоративное буйство русского модерна с витражами и парадной лестницей из каррарского мрамора. Похожие лестницы сохранились сегодня в Нижнем только в двух особняках, принадлежавших С. М. Рукавишникову и В. М. Бурмистровой. Возможно, Марков действительно побывал во Флоренции – колыбели итальянского Возрождения. Там таких палаццо, что называется, пруд пруди. Побывал, проникся, захотел такое же у себя дома. Обычный купеческий каприз. Другое дело, что флорентийские узоры, что называется, на любителя.

Главный элемент отделки фасадов во Флоренции XV века – так называемый руст (выпуклый рубчик). Поверхность, покрытая рустом вдоль и поперек, называется рустовкой. Фасады дворцов Медичи и Патти в столице Тосканы – сплошная рустовка. Еще без вычурной лепнины последующих стилей – рококо или барокко. Упорядоченная гармония без навязчивого желания заказчика продемонстрировать граду и миру несокрушимую мощь купеческого капитала (как, например, в интерьерах той же усадьбы Рукавишникова на Верхне-Волжской набережной). Не исключено, что Марков привез в Нижний «маленькую Флоренцию» в подарок молодой жене. Итальянский проект могли дорабатывать на месте либо местные, либо питерские, либо московские зодчие. К проекту дома на Ильинской, возможно, был причастен главный архитектор русского модерна Федор Шехтель. Такой вариант развития событий допускают профессор кафедры архитектурного проектирования ННГАСУ Ольга Орельская и профессор кафедры ННГАСУ Татьяна Виноградова.

Павлины, говоришь?

Важный нюанс: парадная часть дома не уступает тыловой. Что нетипично для национальной философии жилища. Считалось, что во дворе не обязательно пускать пыль в глаза, демонстрируя толщину купеческого кошелька. Можно и поскромнее отделать фасад, который все равно не видно с улицы. Дешевле и понятнее, никто не осудит, так делают многие. Марков поступает ровно наоборот. Во дворе – конюшня, а купеческий сын очень любит лошадей. Еще и поэтому задник не уступает парадному фасаду. Говорят, Арсений Марков в порыве хмельного куража порой заезжал на лестницу из безумно дорогого каррарского мрамора верхом на скакуне и рассекал по собственному дому как лихой кавалерист. Скептики утверждают, что это всего лишь красивая легенда.

Внутри здания – три витража. Самый большой – с павлином. Якобы избранница Арсения Маркова очень хотела жить в средневековом замке с витражами. И 20-летний муж, что называется, пошел на поводу у своей ненаглядной. Витражный павлин – не просто птица, а кладезь смыслов и значений. В частности, символ достатка и процветания. Как у таможенника Верещагина в «Белом солнце пустыни» – тут и экзотика, и мистика, и вполне определенный статус солидного человека («Павлины, говоришь?»).

«Огромный витраж окна (в форме выпуклой оболочки) парадной лестницы, где изображен хищный павлин с ярким и многоцветным раскрытым хвостом, создает настроение праздника и причастности к высокому искусству», – пишет в книге «Гуляя по старому Нижнему…» Татьяна Виноградова.

Купец за «баранкой»

В 1918 году особняк экспроприировали большевики. Арсений уехал в Москву, где трудился… обыкновенном автомехаником. На заре автомобилестроения такая работа была достаточно престижна. Московский период жизни Маркова как минимум контрастирует с нижегородским дореволюционным прошлым. Что поделать, новое время – новые песни. В нижегородский дом Марков, похоже, больше не возвращался. А зачем? Здесь его уже не ждали. До 1985 года в здании располагался туберкулезный диспансер. В 1987 году «дом-пряник» переоборудовали под студенческую поликлинику, которая работала до 2006 года. Поликлиника обслуживала вузы и техникумы города. За два десятка лет работы городской студенческой поликлиники там перебывали десятки тысяч молодых людей. Наверняка оценили и прониклись внутренним убранством бывшего купеческого дома, что само по себе совсем неплохо в плане эстетического воспитания молодежи.

С 2009 года особняк на Ильинке – учебный корпус ННГАСУ. Учеба будущих архитекторов и градостроителей в стенах объекта культурного наследия, одного из красивейших и оригинальных зданий нашего города, – несомненный подарок судьбы как для студентов, так и для преподавателей.

Сергей Анисимов

Фото из открытых источников

  • 038 (2015) 08.05.2024

Дата публикации

« Июль 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Свежий номер

Свежий номер

061 (2038) 10.07.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru