Полным ходом идут ремонтно-реставрационные работы в Нижегородском кремле – ремонтируются стены и башни, проводится противооползневое укрепление склонов, комплексное благоустройство территории. Работ такого масштаба здесь не было больше 40 лет. Частью их стала реконструкция Ивановского съезда: на участке от Дмитриевской до Ивановской башни внутри кремля и от Ивановской башни до площади Народного единства – за его стенами. О прошлом, настоящем и будущем первой улицы Нижнего Новгорода – в нашем материале.
Немного истории
Ивановский съезд – один из старейших съездов из нагорной части Нижнего к его «прибрежной» территории.
До появления Георгиевского и Зеленского съездов он служил главной транспортной магистралью города, по которой бесчисленные повозки с грузами двигались с речных причалов к Московскому тракту. Поскольку большая часть съезда проходила внутри Нижегородского кремля, часто его называли еще и Кремлевским.
Согласно одной из городских легенд, во время первого посещения Нижнего Новгорода императором Николаем I Ивановский съезд все еще был единственной улицей, соединявшей нижнюю часть города с нагорной. За те несколько часов, пока царский экипаж стоял на съезде в пробке среди грузовых подвод, император успел издать 33 (!) указа по благоустройству города – предложил местным властям построить Верхневолжскую и Нижневолжскую набережные, Зеленский съезд. После этих распоряжений в течение нескольких лет были обустроены объездные магистрали, позволившие частично разгрузить Нижегородский кремль.
Для прогулок и экскурсий
Однако и сейчас Ивановский съезд остается важной артерией, связывающей верхнюю и нижнюю части Нижегородского кремля, – без него попасть из одной в другую довольно проблематично, особенно на автомобиле. По словамуправляющего делами правительства Нижегородской области Тимофея Шульги, на съезде планируется устройство двух тротуаров и автомобильной дороги, однако парковочной зоны, существовавшей ранее, здесь больше не будет: «Мы планируем оставить возможность лишь для кратковременной остановки туристических автобусов. Это не транспортная магистраль, а пространство, предназначенное в первую очередь для прогулок горожан и туристов, проведения экскурсий и иных мероприятий. Тем не менее проезжая часть здесь нужна хотя бы для передвижения автомобилей технических служб, обслуживающих территорию кремля».
Деревья в кремле берегут
Прогулки по Ивановскому съезду любимы нижегородцами не только из-за открывающихся вокруг видов, но и из-за пушистых елей, высаженных вдоль съезда и образующих живую изгородь.
Стоит отметить, что на территории Нижегородского кремля – объекта культурного наследия федерального значения – произрастает довольно много кустарников и деревьев, за которыми бережно ухаживают. Тем не менее у каждого дерева или кустарника есть свой срок жизни. При проведении реконструкции предусмотрено компенсационное озеленение. Все растения обследуют, и те, которые еще можно сохранить, подлечивают и оставляют. Те же, что переросли, разрушаются и вряд ли проживут ближайшие несколько лет, заменяются на равноценные новые. Только этой весной на территории кремля высадили уже более 300 молодых деревьев.
Живая изгородь из подстриженных голубых елей вдоль Ивановского съезда тоже будет частично обновлена, так как часть их пожелтела или вовсе осыпалась.
Гранитные плиты прочнее асфальта
Заместитель начальника строительного отдела ГКУ НО «ГУАД» Сергей Сергеев рассказал, что «проектом реконструкции на проезжей части Ивановского съезда предусмотрено устройство усовершенствованного дорожного покрытия из гранитных плит толщиной 14 см на проезжей части, а на тротуаре – из гранитной брусчатки толщиной 8 см. Будет установлено перильное ограждение, заменено освещение, реконструирована сеть ливневой канализации, а для предотвращения оползней склонов проведено устройство подпорной стенки длиной 123 м».
Технический директор дорожно-строительной компании – генерального подрядчика по выполнению ремонтных работ в Нижегородском кремле Семен Туякбаев рассказал, что «гранитные плиты, которые мы укладываем на проезжей части, могут быть использованы для движения любого вида транспорта, в том числе тяжелого. Применение выбранного вида плит помимо эстетических соображений связано с тем, что их можно выкладывать на больших уклонах и затем смело осуществлять движение, так как прочность и сдвигоустойчвость на склонах у них выше, чем у асфальта. Срок службы этого материала составляет 50–60 лет. Он однозначно лучше, практичнее и эстетичнее асфальта. Опорную стену, которая удерживает склон от сползания, установим на винтовых сваях. Будет заменена система освещения и установлено 12 новых световых опор – в том же стиле, как и на всей территории кремля. На Ивановском съезде общая площадь реконструируемой поверхности составляет около 4000 кв. м по тротуарам, около 3000 кв. м – по проезжей части внутри кремля, а за его территорией – порядка 2500 кв. м. тротуаров и проезжей части. В работах на Ивановском съезде задействованы больше 20 единиц техники (на обоих участках) и 40 рабочих, которые трудятся с 7.00 до 19.00. На данный момент проведено 30% запланированных работ, завершены они будут к 30 июня. Рассчитываем завершить реконструкцию в срок, от графика не отстаем».
Ольга Маркичева
Фото автора