Для связи новых микрорайонов
В этом году в Нижнем Новгороде достроили и сдали в эксплуатацию дорогу, соединяющую ЖК «Анкудиновский парк», и другую новую дорогу – проспект Героев Донбасса, общей протяженностью 5 км. Это связующие артерии новых микрорайонов города: ЖК «Анкудиновский парк», «Цветы», Новая Кузнечиха. На объектах обустроены тротуары, сделано уличное освещение, ливневые стоки, установлены остановочные павильоны, дорожные знаки, светофоры, нанесена разметка. Движение там уже запустили. Как минимум 20 тысячам нижегородцев, проживающих в этих жилых массивах, теперь доступна дорожная сеть, соединяющая их с остальными районами города.
Это и было целью программы «Стимул» федерального проекта «Жилье» нацпроекта «Жилье и городская среда», в рамках которой построены обе дороги.
На этом дорожное строительство еще не закончилось. До конца года планируется сдать второй подъезд дороги к ЖК «Окский берег» – к самому молодому комплексу города, где проживает около 7 тысяч нижегородцев. Новый участок обеспечит дополнительный комфортный выезд из Новинок как на богородскую трассу, так и на автодорогу в сторону Арзамаса и Нижнего Новгорода. Подрядчик ведет работы на объекте по графику.
«Можно с уверенностью сказать, что в приволжской столице несколько десятилетий не строили крупные дорожные объекты. В последние годы все круто поменялось, в том числе благодаря указу Президента Российской Федерации Владимира Путина о национальных целях развития страны на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. От наличия и качества дорог напрямую зависит экономическое процветание города, области, страны и качество жизни людей», – сказал гендиректор МКУ «ГУММиД» Андрей Левдиков.
Пятилетка БКД
Существующая в Нижнем Новгороде дорожная сеть несколько лет капитально ремонтируется по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» (БКД). Этот нацпроект стартовал в 2019 году, и город уже может подвести итоги его реализации за первую пятилетку.
За это время в приволжской столице обновили более 153 км дорожного полотна общей площадью свыше 2,5 млн кв. м с учетом укладки тротуаров, произвели устройство 255 км дорожного и тротуарного бортового камня, а также 7,5 км перильных и 4,5 км барьерных ограждений, установили почти 6 тыс. новых дорожных знаков и 117 остановочных павильонов. Рабочие нанесли более 263 км разметки термопластиком. Кроме того, для удобства людей с ограниченными возможностями уложили 940 кв. м специальной тактильной плитки.
Ремонт главных транспортных артерий
В этом году Нижний Новгород продолжает наращивать объемы исполнения дорожного нацпроекта. В ремонтный перечень включены как крупные магистральные участки, так и второстепенные подъездные.
Московское шоссе в этом году является самым большим объектом, который ремонтируется по нацпроекту. Трасса была разделена на несколько участков. Один из них – это эстакада от улицы Марата до остановки «Тоннель Московского вокзала». И два участка Московского шоссе общей протяженностью 6,5 км – там ремонт уже завершен.
Готовится к сдаче участок дороги на ул. Новикова-Прибоя, через который проходит федеральная трасса М-7 протяженностью около 1,5 км. Большое воздействие на его износ оказали высокая интенсивность движения и большая нагрузка на асфальт от большегрузов.
Суперасфальт прослужит долго
– Росавтодор планомерно вел работу над созданием и внедрением новых технологий. За последние годы в России более чем на 60% увеличился объем внедрения инноваций в дорожной сфере. Их применение является стратегически важным условием развития отрасли. Наш город не исключение, – отметил гендиректор МКУ «ГУММиД» Андрей Левдиков.
По его словам, еще три участка дорог – пр. Ленина, включая транспортную развязку, протяженностью 3,5 км, и пр. Гагарина протяженностью 7,5 км – ремонтируют в Нижнем Новгороде по нацпроекту БКД. Для укладки дорожного полотна там применяют асфальтобетонные смеси с битумными вяжущими PG. Этот состав впервые используется в городе.
Специалисты проанализировали климатические условия, интенсивность транспортного потока и нагрузку на асфальт на этих участках. С учетом всех параметров был подобран состав асфальтобетонных смесей c вяжущим PG. Главное преимущество их использования – увеличение срока службы на 20–30% по сравнению с предыдущими типами покрытия.
Капремонт путепроводов
Новые материалы применили и в ходе капитального ремонта путепровода на 4-м км Московского шоссе через ул. Кузбасскую, который также выполняется по национальному проекту «Безопасные качественные дороги». В качестве дополнительного усиления балок пролетного строения подрядчик использовал холсты из углеродной ленты, которые клеятся на эпоксидную смолу. Там подняли все пролетные строения, заново заармировали, забетонировали подферменники и опорные части, смонтировали деформационные швы, переустроили контактную сеть. Завершающим этапом стали укладка новой «дорожной одежды» и нанесение разметки. Сейчас путепровод работает на полную мощность, движение открыто на два месяца раньше срока.
– Данное сооружение было построено в 1963 году, и это его первый капитальный ремонт. Путепровод является одной из главных артерий приволжской столицы, а также составной частью пути из Москвы в Нижний Новгород. Через него движется постоянный поток машин – в среднем около 40 тысяч транспортных средств ежедневно, в том числе и крупногабаритного, – отметил заместитель гендиректора ГУММиДа, отвечающий за искусственные сооружения, Илья Беба.
Пока это первое искусственное сооружение, как уточнил Беба, капитально отремонтированное в городе по нацпроекту. Однако в этом году подрядчик приступит к аналогичным работам на путепроводе у Мызинского моста на ул. Суздальской.
Потенциальный участник нацпроекта «Безопасные качественные дороги» – путепровод по Московскому шоссе у к/т «Москва». Специалисты ГУММиДа уже заключили контракт на проектно-изыскательские работы и планируют весной 2025 года получить качественный проект и пройти госэкспертизу.
Динамические обследования
Кстати, в конце августа 18 нижегородских путепроводов и 5 мостов испытали на прочность – для этого провели динамические обследования. Специальные датчики – тензометры, установленные на несущие конструкции сооружений, – замеряли естественные колебания пролетов и напряжение, возникшее при нагрузке. Нагрузку по проезжей части путепроводов создавали 4 груженых самосвала общей массой около 100 тонн. Все снятые характеристики записали с помощью специализированного ПО. После всех этапов обследования по каждому объекту будет дано заключение.
– Проверки позволят вовремя выявить повреждения в конструкциях, чтобы на начальной стадии провести мероприятия по их укреплению. То есть основная цель испытаний – разработка программы дальнейшей эксплуатации всех сооружений города на ближайшее десятилетие, – рассказал начальник отдела искусственных сооружений департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Нижнего Новгорода Игорь Ветров.
Проект продлили
По плану 16 участков дорог по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» протяженностью 15 км в этом году отремонтируют в Нижнем Новгороде. Объем работ выполнен уже на 80%.
– Почти все сделали, хотим и можем делать больше. А пока следим за ходом работ, на всех этапах проверяем качество выполнения ремонта. Национальный проект «Безопасные качественные дороги» продлили до 2030 года включительно. Сейчас формируем планы для следующей пятилетней программы. Сделать нужно многое, но, как говорится, дорогу осилит идущий, – сказал Андрей Левдиков.
Надежда Рыжова
Фото из архива редакции