День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

«Сим-сим, откройся!»: контроль за арендаторами

Администрация Нижнего Новгорода подписала соглашения с операторами проката средств индивидуальной мобильности (СИМ). Вместе с экспертом по дорожной инфраструктуре Александром Дейчем разбираемся, почему всех самокатчиков (в широком смысле этого слова) нельзя грести под одну гребенку и что теперь может поменяться в городе.

«Покатушники» и райдеры

Для начала нужно, как говорят ученые, определиться с терминами.

СИМ – транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов). Предназначено для индивидуального передвижения человека за счет использования двигателя любого типа – внутреннего сгорания или электрического. К категории СИМ относятся электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и другие аналогичные средства.

Механические самокаты, когда отталкиваются от поверхности одной ногой, – это не СИМ. Велосипеды – тоже. Это важно, потому что путаница существует до сих пор.

Наш эксперт считает: 95 процентов конфликтных ситуаций с СИМ на дорогах и тротуарах города связаны с арендными (шеринговыми) компаниями.

– Те, кто покупает технику для себя, ездят достаточно осторожно, берегут ее и не совершают необдуманных действий – не выезжают на полосы движения транспорта и не создают угроз пешеходам, – убежден Александр Дейч.

У частников (их еще называют райдерами) и арендаторов СИМ диаметрально противоположное отношение к технике. Собственники СИМ в большинстве своем понимают: если, например, «взять на борт» пассажира, электросамокат быстро изнашивается и быстро выйдет из строя. А когда взял СИМ в аренду, то об этом чаще всего никто не думает. Многим сразу хочется немного «похулиганить» и полихачить. Невольно вспоминается роман Ильфа и Петрова «Золотой теленок», где пассажирам первого в Арбатове такси Адама Козлевича непременно хотелось красиво «покататься». Бонусом шли «отдельные опции». Как то: «пить водку» и «танцевать голыми при луне».

Скоростной режим и парковки СИМ

– Определены специальные места для парковки СИМ, чтобы упорядочить их размещение по городу с учетом интересов пользователей самокатов, пешеходов и сохранения качества городской среды, – поделился глава города Юрий Шалабаев в своих соцсетях. – Такие места будут обозначены белой разметкой. Соглашение устанавливает ограничения скорости передвижения на СИМ в зависимости от зоны города.

В парках и скверах скорость не должна превышать 10–15 км/ч, на набережных и в лесопарковых зонах – 20 км/ч, в остальных районах – 25 км/ч.

Мэр подчеркнул, что изменения поддержаны компаниями по прокату самокатов «Юрент», «ВУШ» и «Яндекс», с которыми подписано соглашение.

Операторы обязаны размещать транспорт только в специально отведенных местах, а пользователям запрещено оставлять его на пешеходных переходах, у входов в здания и в других местах, создающих помехи. В городе выделены территории, где специальной разметкой будут обозначены площадки для стоянки СИМ, расположенные у станций метро, торговых центров и транспортных узлов. Пользователям запрещено управлять транспортом в состоянии опьянения, перевозить пассажиров и детей без специальных мест, а также пересекать пешеходные переходы без спешивания.

Индивидуальный подход

– Я двумя руками поддерживаю решение муниципалитета о контроле за арендниками СИМ, – говорит Александр Дейч. – Аренда – это бизнес, и там особое отношение к СИМ как предмету заработка. Поэтому зачастую приоритет контроля за тем, как эксплуатируется их транспорт, не на первом месте. Предприниматели порой даже не переживают, что какой-то арендатор может повредить электросамокат, потому что они с него в итоге взыщут ущерб в полном объеме.

В то же время наш эксперт считает, что грести всех под одну гребенку не стоит. Частников как преимущественно законопослушных вообще лучше не трогать. Да и в работе с арендниками нужно, образно говоря, отделять зерна от плевел.

Арендованными самокатами пользуются не только, образно говоря, «покатушники», но и, например, доставщики еды и других товаров. Они, как правило, ездят аккуратно. Часть автомобилистов берут в аренду СИМ, чтобы проехать по делам по историческому центру, где парковка авто бывает затруднена. Они тоже не хулиганы по жизни. В общем, нужен индивидуальный подход.

По словам Александра Дейча, технически выполнение соглашения мэрии с шеринговыми компаниями не вызовет особых проблем. Арендные СИМ не будут эксплуатироваться на тех или иных улицах и городских локациях, потому что на СИМ установлена специальная компьютерная программа. Она позволяет либо вводить режим ограничения скорости, либо вообще прекращать движение электротранспорта на каких-то улицах. Технологически тут все давно отработано.

Перечень территорий, где запрещается размещение и движение СИМ

Парки: им. 1 Мая, «Дубки», детский парк имени Я. М. Свердлова, «Швейцария», имени А. С. Пушкина.

Мосты: Канавинский, метромост, Молитовский, Мызинский.

Улицы: Стрелка, включая парк у Пакгаузов и территорию у собора Александра Невского, Большая Покровская от площади Минина и Пожарского до пересечения с Малой Покровской, Малая Покровская, Рождественская, Кожевенная.

Площади и набережные: Революции (привокзальная площадь), им. Максима Горького, Верхне-Волжская набережная и Федоровского, Нижегородский кремль.

Сергей Анисимов

Фото автора и пресс-службы администрации Нижнего Новгорода

Кстати

Брошенные где ни попадя самокаты доставляют неудобства и пешеходам, и водителям. В один из недавних рейдов специалисты управления административно-технического и муниципального контроля администрации Нижнего Новгорода проверили, соблюдают ли операторы пунктов соглашений, например, обязательства по возврату самокатов в места парковки. Администрация города уже завершила работы по нанесению всех зон парковки на Нижне-Волжской набережной в соответствии с ранее изданным постановлением, поэтому после жалоб жителей на парковку вне мест был проведен рейд на набережной. Специалисты ведомства обнаружили там самокаты, брошенные на пешеходных дорожках, что является нарушением. Они изъяли 17 СИМ с Нижне-Волжской набережной и переместили их на временную стоянку. Самокаты будут находиться там до вынесения постановления об административном правонарушении (часть 2 статьи 3.8 Кодекса об административных правонарушениях Нижегородской области).

  • 031 (2127) 09.04.2025

© 2025  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru