Новый год на пороге, а интересных мыслей, как его встретить, пока нет? Попробуйте устроить тематическую вечеринку в историческом стиле. Такой праздник непременно запомнится вашим друзьям и близким. А уж как будут потом блистать знаниями на уроках истории ваши дети! Можно устроить викторину, развесив на елке снежинки с вопросами по теме, приготовить любимое блюдо Наполеона или Петра I, разыграть историческую сценку. А вот облачаться в костюмы, соответствующие тому или иному периоду истории, совсем не обязательно. Достаточно соорудить на голове прическу, соответствующую нужной эпохе. О том, какие укладки на голове были популярны в разное время, мы расскажем в этой статье.
Древний Вавилон
На минувшей неделе мы побывали на мастер-классе по историческим прическам начальника парикмахерского цеха Нижегородского театра оперы и балета Маргариты Беляковой.
– Большинство оперных постановок созданы на сюжеты из отдаленных времен, – рассказывает Маргарита Белякова. – И самая древняя эпоха, которая более-менее изучена и на которую поставлено несколько опер, это Древняя Ассирия, Вавилон, эпоха шумеров. Сегодня это территория государства Ирак. А самая известная опера, которая шла в нашем театре, это «Юдифь» Александра Серова. В основу сюжета положена библейская история о том, как пленная израильтянка Юдифь, чтобы спасти от осады свой родной город, соблазнила и обезглавила вавилонского царя Олоферна.
Для первой постановки оперы в столичном театре декорации и костюмы разрабатывал сын композитора – знаменитый художник Валентин Серов. Он обращался к барельефам эпохи шумеров. На этих барельефах мы видим у мужчин-воинов геометрически правильно, плотно уложенные волосы, длинные бороды, усы. Роль Олоферна в первом спектакле исполнял Федор Шаляпин. Вместе с художником-постановщиком он разрабатывал образ ассирийского царя. На фото Шаляпина в образе Олоферна можно увидеть большую структурированную бороду, распущенные по плечам локоны, на голове –диадема.
По словам Маргариты Беляковой, в Древнем Вавилоне знать носила распущенные волосы длиной до плеч, зачесанные назад. При этом уши оставались открытыми. Обязательным элементом причесок, как мужских, так и женских, была завивка. Волосы возле висков могли завиваться кольцеобразными локонами. Царь и его приближенные отличались от простых смертных своими бородами. Вавилонские цари носили большие бороды прямоугольной формы, завитые в трубчатые локоны. В бороды помимо собственных волос вплетались искусственные локоны – шерсть животных (буйволов, верблюдов, коз). Женские прически по своей форме мало чем отличались от мужских. Женщины также носили распущенные волосы, разделенные прямым пробором, с мелко завитыми прядями, уложенными ровными рядами.
Начальник парикмахерского цеха театра продемонстрировала и французские раритетные щипцы XVIII века для мелкой завивки локонов, самые удобные, которые используются в театре до сих пор. А вообще, говорит ведущая мастер-класса, в театре чаще создают упрощенные прически. «Излишняя мелкость в деталях из зала не видна, – поясняет мастер, – Некоторая небрежность порой выглядит гораздо эффектней, чем тщательно проработанная каждая деталь».
Древний Египет
– Самая известная опера эпохи фараонов – это «Аида», – продолжает стилист. – Культуру Древнего Египта можно назвать геометрической. Египтяне приветствовали правильные геометрические формы. Идеал красоты – фигура с прямыми плечами, с тонкой талией, развитыми бедрами.
Египтяне ввели в моду парики, которые в первую очередь подчеркивали статус человека. О положении в обществе говорили богатство и размер парика. Мы можем об этом судить по мумиям в древнейших царских захоронениях.
И даже в париках отмечаем геометричность. Это структурированные волосы, множество косичек, в которые вплетались конские волосы, ленты. Длина париков могла быть разной. Женщины, как и мужчины, использовали парики, которым придавали две популярные формы. Первая похожа на современное каре, волосы разделялись центральным пробором, а концы ровно постригались. Второй парик имел форму шара.
Древняя Греция
– По сравнению с Египтом в Древней Греции мы отмечаем кардинальные перемены в парикмахерском искусстве, – говорит Маргарита Белякова. – В репертуаре Нижегородского театра оперы и балета есть прекрасная опера, переносящая нас в античность, – «Орфей и Эвридика» Глюка. Но причесок вы там не увидите, волосы скрыты под фантазийным облачением.
Греки были помешаны на гармонии. Пропорции они поверяли алгебре, поэтому греческие скульптуры прекрасны, но безлики. В них нет индивидуальности. Все линии в прическах плавные, волосы волнистые, без жестких спиральных локонов. Из укладок на голове модным был, как сейчас называют, греческий узел.
В античности нельзя было открывать лоб. Высокий лоб греки не любили, особенно у женщин. Не было высоких причесок – это было против законов гармонии. Все прически плавно были вытянуты назад и немного занижены.
Для каждой эпохи характерны свои прически. Но, наверное, не стоит перегружать информацией наших читателей на первый раз. Наша задача была подарить вам идею. Надеемся, она вам понравилась.
Елена Анисимова
Фото автора, а также из открытых источников