День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Время киносказок в Нижнем

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
https://dengoroda-nn.ru/ru/den-otkrytykh-dverej/vremya-kinoskazok-v-nizhnem#sigProGalleria5f080521da
joomlamodniyportal.ru

Фестиваль нового российского кино «Горький fest» имеет одну замечательную особенность: он дает возможность зрителям пообщаться с любимыми актерами и режиссерами. Деловая и образовательная программы фестиваля были в этом году, как всегда, насыщенными. Ожидать любимых артистов возле отеля, чтобы сфотографироваться вместе или взять автограф,было не обязательно. Другой путь – зарегистрироваться на фестивальное мероприятие и посетить его абсолютно бесплатно, получив помимо заветного росчерка неизгладимые впечатления от общения со звездами. Можно былорасспросить деятелей киноиндустрии о секретах профессионального мастерства, высказать публично мнение о том или ином фильме и даже… обсудить возможность своего участия в производстве фильма или сериала.

«Как создать увлекательную киносказку»

Тема фестиваля – сказочный жанр во всем разнообразии: от сказок для детей до произведений с элементами сказки для взрослых. Нам удалось побывать на мастер-классе Александра Архипова «Как создать увлекательную киносказку» и принять участие в дискуссии «Время сказок: откуда взялся и как долго продлится сказочный тренд».

Справка

Александр Архипов, драматург театра и кино. При его участии созданы киносказки «Садко», «Бука. Мое любимое чудище», «Пощучьему велению»; снимаются фильмы «Огниво» и «Горыныч».

Современный сказочник Архипов рассказал, какие особенности имеет киносказка, как трансформировать фольклорные сюжеты для кино. А еще поделился секретами, как заинтересовать зрителей народными персонажами.

Отвечая на вопрос аудитории, почему Архипов обратился к жанру сказки, мастер ответил так: может, я не убил в себе своего внутреннего ребенка.

– Главный навык драматурга – умение удивляться и любить жизнь, – считает Александр Архипов. – Я начинал с легких, фантазийных пьес и как-то потом полностью переключился на сказку. Сегодня возможности для воплощения в кино у сказки огромные. После этого уже трудно вернуться к обычной реальности.

Универсальный жанр

По словам драматурга, русская сказка – универсальный жанр. Она выросла из двух великих традиций – советского кинематографа, «нигде в мире не снимались сказки так, как у нас в СССР», а в постсоветское время прибавились еще голливудские традиции.

– Сегодняшняя сказка иронична, переосмысляет классический сказочный канон и возвращает нас к истокам кино, – говорит Александр Архипов. – Хорошее кино – это когда начинается внутренний диалог с самим собой. Я ухожу в своих мыслях в путешествие по прошлому… Я за умную сказку, мне нравятся Горин, Шварц, и мы со своей компанией стараемся следовать этим традициям. Не хочется делать попсовую сказку, хочется вести умный разговор. Конечно, риски есть, потому что зритель хочет развлекаться в первую очередь, а не грустить.

Как же сделать сказку интересной современникам? Во-первых, по мнению драматурга, в классической народной сказке архетипы всегда «черно-белые» – плохие и хорошие.

Мы же стараемся сделать персонажей «объемными», – говорит драматург. – Прием полезен всем, кто занимается жанровой драматургией. Тогда это тебя цепляет на крючок, и ты начинаешь рассказывать историю честно. Во-вторых, нужно делать то, что еще не делали. Компания «СТВ», например, никогда не делает франшиз (фильмов с продолжением). А также при подборе актеров мы стараемся привлекать новые, не примелькавшиеся лица.

Драматург считает, что сегодня сказки популярны в отечественном кино потому, что создаются на национальной почве. Их можно смотреть всей семьей. А еще в наших сказках есть юмор, понятный только российскому зрителю.

Откуда взялся тренд?

По словам организаторов дискуссии «Время сказок: откуда взялся и как долго продлится сказочный тренд», сегодня на съемочных площадках в России снимается около 60 (!) сказок. На презентации новых проектов были представлены сказки, которые выйдут на экран до конца года: «Волшебник Изумрудного города», «Огниво», «Варвара-краса…» В начальной стадии производства кино по сказам Павла Бажова. После трилогии «Последний богатырь» запланирован фильм с продолжением «Финист. Первый богатырь».

В чем же феномен популярности сказок? По мнению генерального директора All media company Георгия Шабанова, современные дети воспитаны на гаджетах, на компьютерных спецэффектах и уже не воспринимают советские сказки. Продюсер считает, что успех «Последнего богатыря» был отчасти обеспечен тем, что его делали совместно с компанией «Дисней», которая помогла прочувствовать зрительскую аудиторию, объяснила, каким должен быть фильм, чтобы на него пошла вся семья.

Директор департамента кинодистрибьюции кинокомпании «Централ Партнершип» Павел Верещагин объясняет обращение к жанру сказки так: «Хочется поделиться с нашими детьми тем, что было дорого нам в свое время, но сделать это несколько по-другому, так, чтобы было понятно современным детям».

– Мы взяли «Сказы» Бажова, потому что это сложное загадочное произведение, – говорит генеральный директор продюсерской компании «Марс Медиа энтертейнмент» Юлия Иванова. – Хотим отодвинуться от комедийного и развлекательного в сторону мистического. Сказы Бажова – это прекрасный мир уральской мифологии, который сейчас с современными техническими возможностями мы можем спокойно реализовать.

Тренд времени

Креативный продюсер Лариса Малюкова считает, что сказки – это не тренд сезона, это тренд времени.

– Каждое время создает свои сказки, которые в каком-то смысле отражают действительность, объясняют многие вещи, – говорит участница дискуссии. – Популярность сказки сегодня объясняется не только востребованностью зрителей, но и другими аспектами: ностальгией взрослого поколения по детству, ностальгией по советскому кино и ностальгией по нашему русскому, национальному. Сказка – это философия жизни и рассказывает об идеалах автора и идеалах художника.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что дальше в кино будут востребованы оригинальные истории. Сказка же будет эволюционировать в сторону мистических фильмов.

Снимать кино в Нижнем

Другая дискуссия была посвящена развитию киноотрасли в Нижегородской области. В разговоре принимали участие генеральный продюсер кинофестиваля Оксана Михеева, министр культуры Нижегородской области Наталья Суханова, продюсер фильма «Невада» Дарья Шлифтштейн и продюсер фильма «Лгунья» Катерина Михайлова. Оба фильма снимались в Нижегородской области.

Девушки, молодые режиссеры, рассказали о съемках в нашем регионе. Если для Дарьи Шлифтштейн нижегородский опыт оказался не самым удачным, то для съемочной группы фильма «Лгунья» работа в Нижнем стала источником только положительных эмоций.

– Наш режиссер родом из села Бармина, предки отца – из бурлацких волжан. И все виды, которые сняты в деревне, Волга широкая – это все оттуда. Поэтому у нас альтернатив не было, – сообщила Дарья Шлифтштейн. – Кино мы снимали еще до пандемии, в 2016 году, и для меня это были самые сложные съемки. В России нам никто не давал денег, и мы предложили сценарий мировым кинокомпаниям. Откликнулась Аргентина – самое неожиданное место, где в нас поверили, и этот фильм мы снимали с командой, которую мы привезли из Буэнос-Айреса. Так как у нас не было никаких громких имен и мы ничем не могли козырнуть, то перед нашим носом закрывались все двери, начиная от съемок в магазине «Магнит» – две минуты – и заканчивая церковью, на которую повесили замок, а до этого она была открыта. Фильм мы сняли только благодаря энергии нашей команды.

Регион заинтересован в съемках

Екатерина Михайлова снимала кино в нашем городе в прошлом году. По ее мнению, сейчас в Нижнем Новгороде съемки фильмов проходят совсем в другой, дружеской, обстановке.

– Мы приняли решение снимать в Нижнем фильм после продолжительных поисков, – говорит Екатерина. – Здесь прекрасные природные условия – можно найти и современный город, и средневековье. Тут же рядом река, пляж, – это все видно в фильме. Поэтому разбег для художественных решений мы увидели огромный. Второе, что сыграло роль в принятии решении в пользу Нижнего, – безусловная помощь кинокомиссии. Регион заинтересован в том, чтобы здесь снималось кино. И это не только ребейты (возврат части средств за выполнение условий договора), но и административная помощь. Нам показали все локации. Все люди хотели с нами работать, и это был такой уникальный позитивный опыт для меня.

Продюсерский центр

Оксана Михеева предложила создать в Нижнем Новгороде продюсерский центр, где могли бы готовить кадры для киноиндустрии (помощников операторов, осветителей, администраторов, костюмеров и декораторов). Министр культуры Нижегородской области Наталия Суханова предложила задействовать для создания центра Школу креативных индустрий, которая открылась в прошлом году на Варварке.

– Мы пережили 800-летний юбилей Нижнего Новгорода, и сейчас имеем замечательную инфраструктуру. У нас в городе великолепный ландшафт, прекрасная архитектура. Сейчас на самом деле есть все, чтобы снимать в Нижнем кино, – рассказала гостям Наталия Суханова. – В частности, создана кинокомиссия, которая помогает кинематографистам. До конца года запустим киноплатформу. Около двадцати фильмов в последние годы снято в Нижнем, и мы заинтересованы в том, чтобы у нас снимались содержательные фильмы, посмотрев которые, люди захотели бы приехать к нам.

Елена Анисимова

Фото автора и Алексея Манянина 

  • 065 (2042) 24.07.2024

Свежий номер

Свежий номер

089 (2066) 09.10.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru