До 12 января в НГХМ | Русское искусство (Кремль, корпус 3) будет работать персональная выставка живописи Галины Каковкиной «Красный вяз». Выставка приурочена к 50-летию творческой деятельности автора.
Потрясение на верхнем этаже
Основа экспозиции – произведения, созданные художницей за последние пять лет. Плюс ранние холсты начала 90-х годов. Всего представлено более 40 живописных произведений из хорошо известных живописных циклов «Красная лодка», «Александровский парк», «Композиция с дорогой», «Красный вяз» и других.
Галина Каковкина – один из основателей творческого объединения художников «Черный пруд». В ее активе более 70 коллективных и персональных художественных проектов. Произведения Каковкиной находятся в многочисленных музейных и частных собраниях России.
Московский музыкант Сергей Калугин, посетивший выставку Галины, написал в своем блоге: «На верхнем этаже в НГХМ нас ожидало потрясение. Ребята, я второй раз в жизни ревел от живописи. Первый раз это было во Флоренции перед «Поклонением волхвов» Джентиле де Фабриано. И вот опять! Слушайте, если кто-то неравнодушен к цвету и знает, как он может работать, – отправляйтесь туда, пока выставка не закрылась! Это поток чистой плазмы, вышибающей мозги, я не знаю, как это сделано, но я ничего подобного не видел в жизни! Это, конечно, надо видеть в подлиннике, как Чюрлениса, как Массова с Романовой, как вообще любую полную духа живопись!»
Цвет и пространство
Как видим, Галина сразила знатока живописи наповал. Обожгла, испепелила огненным красным. Ослепила желтым. А потом остудила, выплеснув в лицо озеро изумрудно-зеленого.
Для Каковкиной цвет и свет – метафизическая сущность, которую она старается понять на протяжении всей жизни в искусстве. Откуда берутся свет и цвет, как изменяются в сочетании с разными красками? Даже красный на картинах Каковкиной не агрессивный, революционный, кровавый, а проникновенный, теплый, добрый. Цвет утренней зари, золотой осени, цвет любви.
Пейзаж и натюрморт – два основных жанра. Пространство у Каковкиной обыгрывается ритмами, порой неожиданными, но неотъемлемыми от создаваемого образа. «Композиционно каждая работа Галины Каковкиной строится на цветовых сполохах, наслаивающихся друг на друга, обнаруживается тяга к слиянию, взаиморастворению или яростной схватке», – отмечает зав отделом Республиканского музея изобразительных искусств Йошкар-Олы Л. Новоселова.
Елена Анисимова
Фото автора и НГХМ