Остатки башни
Комплекс нижегородского фуникулера – это три объекта: две станции – в кремле и у его подножия и трасса, которая их соединяет и по которой движется вагончик.
Верхняя станция имеет современный лаконичный облик, она находится на территории кремля рядом с Часовой башней и Манежем. Внутри кроме платежных терминалов, турникетов и пункта управления есть помещение для кафетерия и исторический объект, закрытый прочным стеклом. Это остатки водонапорной башни, которая была частью механизма фуникулера, построенного в 1896 году.
При строительстве верхней станции был обнаружен фундамент и остатки стен водонапорной башни. Дело в том, что фуникулер, построенный в 19-м веке, работал не от электричества, а благодаря силе тяжести. В вагончиках – их было два – стояли емкости для воды. Из башни вода под давлением подавалась в резервуар вагона на верхней станции, и он начинал плавно спускаться вниз по рельсам. В это время на нижней станции стоял вагон с опорожненным баком, и под силой тяжести верхнего вагона он поднимался вверх, где его емкость наполнялась. Вагоны двигались одновременно по одной линии, раздвоенной посередине.
– Было принято решение о сохранении остатков водонапорной башни. Для этого была изменена конфигурация верхней станции, – рассказал Дмитрий Грызин, управляющий делами правительства Нижегородской области.
После официального открытия посетители верхней станции смогут увидеть восьмиугольное сооружение башни из красного кирпича, подсвеченное с помощью архитектурной подсветки через витражный пол.
По старинным эскизам
У современного фуникулера один вагон, вид которого максимально соответствует облику вагонов 19-го столетия. Он вмещает до 40 человек. Длина трассы – 132 метра, а возможная скорость фуникулера 1–2 метра в секунду. Так что спуск из кремля занимает от 1 до 2 минут. Пропускная способность в одном направлении – 120 человек в час.
Оборудование прошло все тесты на промбезопасность, на всем участке спуска смонтирована система аварийных лестниц, пожарная сигнализация, предусмотрена система связи вагона с обеими станциями.
Нижняя станция находится на площади Народного единства и, в отличие от верхней, построена в ретростиле. Именно так она выглядела сто и более лет назад. При ее проектировании использовались фотографии и чертежи первоначальной постройки.
Действительно уникальный
Трасса – самый сложный объект фуникулера. Она включает в себя открытую часть и тоннель, расположенный на том же месте, где проходил тоннель фуникулера в конце 19-го века. То, что часть трассы проходит под стеной древней крепости, а Нижегородский кремль – это объект культурного наследия, делает фуникулер еще более уникальным для России.
Хотя, по правде сказать, в России не так много действующих фуникулеров. Например, во Владивостоке фуникулер – один из видов общественного транспорта, он связывает две городские улицы, одна из которых находится внизу сопки Орлиной, а другая – наверху. Также имеются фуникулеры в домах отдыха на нашем юге, по крутым склонам они отвозят туристов на пляж и привозят обратно. Вот, пожалуй, и все фуникулеры в нашей стране. Тем уникальнее и ценнее нижегородский фуникулер.
Фуникулер (фр. funiculaire, произв. от лат. funiculus – веревка, канат) – рельсовое транспортное средство с канатной тягой для перевозки людей или грузов в вагонах на небольшое расстояние по крутой трассе.
Сохранить историю
Строительство объекта в Нижегородском кремле началось в 2021 году. Подрядчик провел большую работу по восстановлению исторического облика нижней станции фуникулера, восстановлению и модернизации туннельного прохода. Огромная часть работ касалась инженерной защиты склона. И склон, и стену кремля между Северной и Часовой башнями укрепили, чтобы работа фуникулера была полностью безопасной, в том числе и для объекта культурного наследия, которым является наш кремль.
Строя новое, важно было сохранить историю этого места. Поэтому многие работы, например отсыпку склона, строители делали вручную. Использовать тяжелую технику на склоне нельзя, и когда было необходимо, там работали мини-экскаваторы.
Имиджевый проект
Все строительные работы на фуникулере завершены, заканчиваются работы по укреплению левого (от верхней станции) склона. Фуникулер получил разрешение на ввод в эксплуатацию, все необходимые разрешительные документы от Ростехнадзора в соответствии с законодательством о промышленной безопасности. Сейчас он оснащается мебелью, здесь набирают персонал, проводятся тестовые перевозки. Идет работа над тарифной политикой – цена на поездку пока не определена.
Планируется, что фуникулер, который будет работать круглый год, объединит в единую пешеходную прогулочную зону Нижневолжскую набережную, улицу Рождественскую и Нижегородский кремль. В первую очередь этот маршрут будет интересен туристам.
– Это имиджевый проект для региона и города, и понятно, что окупаться он будет долгое время. По нашим прогнозам, фуникулер будет перевозить 300–400 тысяч пассажиров в год. В первую очередь, конечно, это гости нашего города. Дохода от эксплуатации фуникулера прежде всего должно хватать на содержание самого объекта, – продолжил Дмитрий Грызин.
Первые месяцы после открытия фуникулер будет работать в тестовом режиме, без расписания. Это даст возможность измерить пассажиропоток, привязать объект к экскурсионным программам и адаптировать его работу с учетом реальной потребности в перевозке пассажиров.
Елена Крюкова
Фото автора и из открытых источников в интернете
Справка
Кремлевский элеватор был построен в 1896 году «Финляндской компанией легкого пароходства» петербургского предпринимателя Р.К. фон Гартмана специально к Всероссийской промышленной и художественной выставке. Одновременно компания фон Гартмана вела в нашем городе строительство двух линий электрического трамвая и еще одного элеватора – похвалинского. 21 июня 1896 года было пущено пробное движение трамвая и фуникулеров.
Линия кремлевского элеватора длиной 133,12 метра проходила от подножия церкви Иоанна Предтечи до станции внутри кремля возле Часовой башни.
После революции 1917 года, в 1918 году, движение кремлевского фуникулера прекратилось, как и движение трамваев. Возобновлена работа была с 1923 по 1926 г. К тому времени были проложены трамвайные пути вдоль Зеленского съезда и Лыковой дамбы, которые соединили разрозненные линии. Фуникулер стал не нужен и был закрыт. Похвалинский элеватор закрылся на год позже. К началу XXI века от кремлевского фуникулера остались лишь руины стен и частично засыпанный тоннель.