Широко известна фраза «увидеть Париж и умереть». «Куда мне до нее? Она была в Париже…» – пел Владимир Высоцкий. Сегодня миллионы туристов мечтают попасть в столицу Франции и считают, что нет на земле города прекрасней. А собственно говоря, почему? Ответы найдем в нижегородском Арсенале.
Афиши выставляют нечасто
Над имиджем города неплохо поработали рекламщики конца XIX – начала ХХ веков. Вот уж у кого стоит поучиться делать яркую, броскую, интересную и, что немаловажно, высокохудожественную рекламу. На минувшей неделе в нижегородском музее «Арсенал» открылась замечательная выставка, посвященная искусству рекламы, – «Калейдоскоп французской жизни. Афиши XIX – начала ХХ веков из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина».
Новый проект Арсенала – прекрасная возможность очутиться во Франции времен «прекрасной эпохи». Представлено более ста афиш (самая большая – длиной почти 2,5 метра!) из собрания Пушкинского музея, которые познакомят посетителей с работами мастеров ар-нуво и ар-деко. Афиши, кстати говоря, демонстрируют на публике крайне редко. Одна из главных причин – они должны храниться в покое из-за своей хрупкости и светочувствительности. Плакаты на выставке – признанные шедевры рекламного дизайна. Иллюстрируют многообразие жизни – быт, моду, нравы, развлечения, коммерцию, политическую борьбу, искусство.
Пионер объявлений и певец рекламы
Начиная с XIX века французские художники пробовали свои силы в рекламе. Это было связано с бурным развитием промышленности и экономики. В экспозиции представлены афиши пионера иллюстрированных объявлений Поля Гаварни, «отца художественной афиши» Жюля Шере, представителей стиля ар-нуво Анри де Тулуз-Лотрека, Эжена Грассе и Альфонса Мухи, карикатуристов Адольфа Вийетта и Гюстава Жоссо.
Сохранившиеся афиши – уникальные документы эпохи, отражающие национальные приоритеты, характер французов, их веселый нрав и пылкий темперамент, заразительный дух свободы, рациональность и практичность, гурманство и утонченность вкусов. Реклама поддерживала идею парижской исключительности, привлекала туристов, умножала благосостояние и величие французской столицы. Более трети афиш составляли анонсы увеселений, кабаре и театров, выступлений менестрелей и танцовщиц. Считается, что благодаря усилиям плакатистов поддерживался авторитет Франции как мировой законодательницы моды, распространялась слава французских вин и деликатесов национальной кухни.
Елена Анисимова
Фото автора и НГХМ