Администрация Нижнего Новгорода уже три года ведет работу по сбору старых шин для сдачи их в утилизацию. В начале августа очередной грузовик покрышек отправили на завод для их переработки с улицы Декабристов в Канавинском районе. Почему нужно сдавать использованные шины на переработку? Об этом в нашем материале.
Опасность
По словам первого заместителя директора департамента благоустройства Алексея Краснова, зачастую автовладельцы избавляются от отработанных покрышек, выбрасывая их в овраги, на берега рек, в лесополосе, складируя у контейнерных площадок – так они становятся источником негативного воздействия на окружающую среду.
Как говорится на сайте объясняем.рф, автомобильные шины относятся к малоопасным отходам четвертого класса, как, например, строительный мусор. Однако при их нагреве выделяются токсичные вещества, в том числе бензол, стирол и другие. В течение примерно трех лет эти вещества могут попадать в грунтовые воды и загрязнять почву в радиусе нескольких десятков метров.
Резина разлагается более ста лет. Во время разложения шин с них сходит резиновая пыль, которая разлетается вокруг. Она, контактируя со слизистой и кожей человека, способна вызвать аллергию вплоть до образования астмы и даже онкологического заболевания.
К тому же резина легко воспламеняется, а вот потушить ее бывает непросто. При горении выделяется черный дым, содержащий опасные газы, например цианистый сероводород и оксиды серы. Они могут стать причиной раздражения дыхательных путей и слизистой оболочки глаз. А сжигание шин переводит класс опасности для окружающей среды во второй или даже в первый из-за этих токсичных веществ.
Ответственность
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» относит отработанные шины к категории отходов, захоронение которых запрещено. Более того, запрещено и смешивать их с другими «отходами производства и потребления», они должны храниться и перерабатываться отдельно. Для нарушителей предусмотрены штрафы. Они прописаны в Кодексе об административных правонарушениях.
Так, физическим лицам грозит штраф от двух до трех тысяч рублей; должностным – от 10 до 30 тысяч рублей, индивидуальным предпринимателям – от 30 до 50 тысяч, а компаниям – от 100 до 250 тысяч рублей. При этом для двух последних категорий предусмотрена приостановка деятельности на срок до 90 дней. А за повторное правонарушение штрафы повышаются: физлица заплатят от трех до пяти тысяч рублей, должностные лица – от 20 до 40 тысяч. Индивидуальных предпринимателей ждет от 50 до 70 тысяч рублей или приостановка деятельности до 90 суток. Также приостановка деятельности или штраф от 250 тысяч до 400 тысяч рублей грозит компаниям.
Куда сдать?
Есть несколько вариантов избавления от старых покрышек. Во-первых, их принимают некоторые автосервисы и шиномонтажи – бесплатно или за небольшую сумму. Спросить, принимают ли б/у шины, можно в ближайшей автомастерской.
Во-вторых, в Нижнем Новгороде существуют специализированные компании, которые покупают отработанные шины и покрышки, а потом их самостоятельно утилизируют. Вырученная сумма зависит от традиционных условий: типа и размера покрышек, фирмы-производителя, комплектности, степени изношенности и тому подобного. По таким же критериям можно продать шины, если они еще в хорошем состоянии, перекупщикам.
Кроме того, в городе есть площадки, где использованные шины принимают безвозмездно. Например, в Канавинском районе – на улице Декабристов, 49 – прием ведется круглосуточно. Как уточнила начальник управления коммунального хозяйства, благоустройства и содержания дорог администрации Канавинского района Людмила Котихина, если за год в целом из города вывозят более 300 тонн шин, то третья часть приходится на Канавинский район. В сезон получается примерно 40–50 тонн за месяц.
Утилизация и использование
Есть несколько способов утилизации старых покрышек. Во-первых, их сжигают в специальных печах. Но для этого предприятие должно получить разрешение, поскольку в атмосферу выбрасываются канцерогены. Чтобы этого не допустить, предприятие должно использовать мощные фильтрующие установки, которые очищают дым.
Во-вторых, из старых использованных шин делают резиновую крошку. И этот способ самый популярный. Как отмечают эксперты, дробить покрышки можно как ударной волной, так и механически. И в том и другом случае получаются фракции разных размеров.
Резиновую крошку добавляют в асфальт, она повышает его упругость и предотвращает трещины. Из нее производят плитку для садовых участков и придомовых территорий, ячеистые коврики для защиты дома от пыли и грязи, травмобезопасные покрытия на детских и спортивных площадках, беговые дорожки и так далее.
Дарья Светланова
Фото администрации Нижнего Новгорода
Важно
Более 150 тонн старых шин собрали в Нижнем Новгороде с начала сезона, сообщили в городском департаменте благоустройства. По словам первого заместителя директора департамента благоустройства Алексея Краснова, неприемлемо, чтобы они находились на природных объектах, они должны быть направлены на утилизацию.
– В рамках перехода к экономике замкнутого цикла мы не складируем отработанные покрышки на полигоне, оставляя их будущим поколениям, они направляются на заводы на переработку. Например, полученная крошка после переработки изношенной резины повсеместно применяется при благоустройстве города. Часть покрышек направлена на обезвреживание. Это все является вторичным применением и используется в дальнейшем с пользой. Если перевести в рубли, то благодаря этой работе предотвращен ущерб окружающей среде в объеме 1,8 млрд, – сообщил Алексей Краснов.
Специалисты администрации призывают нижегородцев сдавать использованные шины в специализированные организации или привозить на городскую площадку для их накопления, чтобы обеспечить их дальнейшую утилизацию. Ни в коем случае не нужно складировать покрышки на дворовых территориях, в рекреационных зонах, на контейнерных площадках для твердых коммунальных отходов.