К сожалению, случается, что из-за неправильной диагностики и не оказанной вовремя помощи люди теряют здоровье и даже жизнь. Каковы правила, следуя которым можно предотвратить такие случаи или хотя бы минимизировать негативные последствия? Об этом рассказали эксперты.
Фатальная ошибка
В январе этого года получило продолжение громкое дело о смерти пятилетнего мальчика в одном из регионов России, произошедшей в 2022 году. Хирург не распознал у ребенка аппендицит, и малыша, у которого держалась высокая температура и были боли в животе, отправили под наблюдение участкового. И только во время повторной госпитализации медики установили диагноз «пневмония, гнойный плеврит и септическое состояние. Но ребенок скончался.
Родители добились возбуждения уголовного дела. Три года шло следствие и суды. В итоге в августе 2024 года районный суд признал виновным в смерти ребенка врача-хирурга.
Как правильно?
Как отмечают эксперты, ошибкой доктора было то, что при первом поступлении ребенка в больницу ему не сделали полную диагностику. Если было подозрение на аппендицит, то исследования уже на тот момент показали бы наличие сепсиса.
Каков же алгоритм оказания медпомощи при экстренной госпитализации, который должны знать пациенты? Он состоит из трех последовательностей, отмечают эксперты. Во-первых, это обследование. Оно проводится, чтобы подтвердить или опровергнуть предварительный диагноз, с которым поступает пациент на госпитализацию. В зависимости от предварительного диагноза туда включается осмотр, УЗИ (ультразвуковое исследование), анализы крови и мочи и тому подобное. В описываемом выше случае врачи весь необходимый комплекс обследований не провели.
Второе действие, которое должно быть выполнено, – это наблюдение. Если у врачей есть сомнения в диагнозе, они должны принять решение о динамическом наблюдении в приемном отделении, то есть следить за развитием состояния пациента, при необходимости проводить дополнительную диагностику и медикаментозное лечение.
– Исключить любую острую патологию можно только тогда, когда выбранная тактика на раннем госпитальном этапе стала давать ожидаемую положительную динамику, сопровождающуюся клинической, лабораторной и другой объективной картиной заболевания, – отмечает советник генерального директора одной из страховых медицинских организаций Михаил Пушков.
По его словам, чрезвычайно важна триада «диагноз, лечение, результат». И если результат не укладывается в логику состояния пациента или развитие заболевания не соответствует предполагаемому диагнозу, это является поводом для проведения дальнейшего обследования.
Важно поставить диагноз
Третье, что должны сделать врачи, – это поставить диагноз. Без него отпускать из стационара пациента не имеют права. Врачи должны убедиться, что пациенту не требуется госпитализация, то есть он не нуждается в круглосуточном наблюдении и оказании медицинской помощи под наблюдением врачей. В таких случаях диагноз должен быть совершенно понятен, он подтверждается клинической картиной и проведенными диагностическими исследованиями.
– Распознать угрожающие жизни состояния человеку без медицинского образования далеко не всегда возможно. Тем не менее, если медперсонал отказывает вам в госпитализации, отказ должен быть обоснован, – утверждает эксперт.
Он объясняет, что приказ Минздрава РФ № 203Н четко регламентирует время для установления предварительного диагноза в приемном покое. Это два часа с момента поступления пациента. Диагноз, основанный на клиническом обследовании, ставится при экстренных состояниях в течение суток. Это время также включает определение плана лечения и, конечно же, само лечение в случае необходимости.
В описываемом случае врачи отказали в госпитализации, не поставив диагноз мальчику, то есть не выявив причин его состояния. Между тем отказать в госпитализации можно только когда дообследование в больнице показало, что круглосуточное наблюдение и лечение под наблюдением врачей не требуется.
Если отказали
Но что делать, если врач отказал в госпитализации? Попросите его написать письменный отказ. В нем должны быть указаны причины принятого решения, диагноз и результаты обследования. Если врач ошибся, на него ляжет ответственность, в том числе и уголовная.
Также эксперты советуют звонить в свою страховую медицинскую организацию, которая вам выдавала полис ОМС (обязательного медицинского страхования). Объясните сотруднику ситуацию и попросите в режиме реального времени связаться с руководством больницы или «ответственным» дежурным.
– Каждая ситуация, связанная с восстановлением и защитой нарушенных прав, имеет свои особенности, – говорит Михаил Пушков. – В ряде случаев представители страховой медицинской организации, обеспечивающие защиту прав граждан в системе ОМС, вынуждены обращаться в дежурные службы правительства субъектов Российской Федерации для оперативного решения вопросов по оказанию медицинской помощи надлежащего качества.
Эксперт рекомендовал попросить представителей страховой медицинской компании зафиксировать вашу жалобу и провести по ней проверку качества оказанной медицинской помощи.
Дарья Светланова
Фото Юлии Горшковой