День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Неделя высоких технологий познакомила молодых с миром новых возможностей

На прошлой неделе в Нижнем Новгороде стартовала всероссийская Неделя высоких технологий и технопредпринимательства, организованная при поддержке крупнейших госкорпораций России «Роснано», «Росатом» и «Роскосмос» под эгидой Министерства образования и науки РФ. В нашем городе координатором проекта выступил Информационный центр по атомной энергии. Открытие Недели состоялось в лицее № 8, который является базовой школой НГТУ имени Р. Е. Алексеева. Значимость технического образования в современном мире невозможно переоценить. Неделя высоких технологий — уникальный шанс для школьников познакомиться с техническими достижениями, перспективами развития наукоемких отраслей российской промышленности и возможностями профессиональной самореализации в них.

Детские мечты исполняет 3D-принтер

В лаборатории по 3D-прототипированию Поволжского центра аэрокосмического образования педагог Алексей Самарцев познакомил школьников с трехмерным моделированием. Некоторые ребята впервые увидели в действии 3D-принтер Picaso. Работа его очень отличается от работы обычного, привычного всем принтера, который печатает плоскую картинку. 3D-принтер накладывает слой за слоем расплавленную полимерную нить по заданной компьютерной программе, в результате этого процесса получается объемная фигурка.

Модель, сделанная компьютером, заинтересовала ребят. Они долго рассматривали ее, передавая друг другу.

3D-печать стала неотъемлемой частью создания сложных архитектурных и технологических объектов, — рассказал Алексей Самарцев. — После разработки 3D-модели в электронном виде следует обязательное ее воплощение в твердой копии. Раньше это требовало длительного времени и труда нескольких специалистов. А теперь мы просто извлечем из принтера объемную копию, на которую он потратил не более сорока минут.

Пятиклассник Дмитрий Аштаев занимается робототехникой в Поволжском центре аэрокосмического образования.

— Я знаю, как работает 3D-принтер, и сам его использовал, когда делал своего робота «Мустанг» для борьбы, — поделился он своими впечатлениями. — А сегодня я узнал, как ученые стараются, чтобы в будущем такой принтер каждый имел у себя дома и мог сделать для себя необходимые вещи и детали.

Даниил Виноградов тоже занимается в центре робототехникой. На это занятие он и Рому Самодурова привел. Друзья учатся в шестом классе. Рома рассказал, что узнал много интересного для себя и теперь мечтает о том, что наступит такое время, когда у каждого дома будет 3D-принтер, как теперь у каждого есть компьютер.

Даниил Виноградов рассказал, что хотел бы научиться проектировать с помощью 3D-голограмм, про которые он уже много читал. Мальчик увлечен робототехникой. Он даже своему коту придумал имя Тобор, прочитав слово «робот» в обратную сторону.

Трехмерное моделирование жизни

.А студентам второго курса специальности «Информационные системы» Нижегородского радиотехнического колледжа Алексей Самарцев рассказал о перспективах использования технологии объемной 3D-печати. Сейчас ученые работают над сложной задачей вывода на печать заготовок биологических органов со специальным биогелем в качестве исходного вещества. Таким образом можно будет получать импланты, то есть заменители разных органов, например костей, и использовать их в протезировании.

Алексей Самарцев рассказал и о технологии «дистанционного производства по требованию», когда у каждого на столе будет стоять свой персональный 3D-принтер. Он заменит в мелочах обычное производство, подобно тому, как теперь обычные принтеры заменили в некоторых случаях типографии и машинописные бюро.

— Раньше этими приборами пользовались лишь профессионалы (архитекторы, врачи, дизайнеры). Но совсем недавно 3D-принтеры стали резко дешеветь. Возможно, совсем скоро с технологией объемной печати столкнется каждый. Игрушки, украшения, сувениры уже можно просто скачивать из интернета и распечатывать. В сети богатая коллекция файлов с объемными чертежами. Их нужно просто загрузить в 3D-принтер. Например, один из производителей сотовых телефонов выложил в открытый доступ макеты задних пластиковых крышек. Теперь каждый может их скачать, отредактировать по своему вкусу и цвету и напечатать на своем 3D-принтере. 3D-печать многим помогает решать и реальные жизненные проблемы. Например, с подбором обуви. Есть люди, у которых ступни разного размера и объема, поэтому им приходится покупать две пары обуви разного размера. Теперь эту проблему можно решить технологично с помощью 3D-сканера. 3D-принтер печатает точную копию ступней ног из гипса и пластика. Традиционный способ, когда обрисовывают стопу на бумаге, оставляет простор для ошибки мастера.

Алексей Самарцев рассказал, что 3D-принтер послушно воспроизведет самый сложный объект, даже тот, в котором есть движущиеся части. Например, распечатанная на принтере модель разводного ключа потрясает воображение, тем, что работает.

В Америке пошли еще дальше и распечатали все кузовные детали для экспериментального автомобиля, и он прекрасно ездит. Также там делают огромный 3D-принтер, который сможет печатать слой за слоем целые дома.

Только для «продвинутых»
А еще во время Недели высоких технологий в музее занимательных наук «Кварки» проши «Тесла-шоу», «Крио-шоу», занимательные мастер-классы, сеансы научного кино в сферическом кинотеатре, а также интерактивное робототехническое соревнование.
Не знаете, что такое кварк, при чем тут Тесла и Крио? Оно и понятно. А вот для увлеченных физикой, робототехникой, лазерами и другими высокотехнологичными штуками наших юных земляков все понятно без перевода. И не просто понятно, а очень-очень-очень интересно. Недаром в Неделе высоких технологий приняли участие ….. «продвинутых» молодых нижегородцев.

Е-текстиль и «умная» одежда — это познавательно, занимательно, полезно

Занятие творческой мастерской «Е-текстиль и Умная одежда рабочего XXI века» для студентов провел народный учитель РФ Лев Васильевич Пигалицын.

— У нас работает лаборатория педагогического мастерства Льва Пигалицына, — рассказала директор Поволжского центра аэрокосмического образования Ирина Тузикова. — Мы заключили договор с Нижегородским государственным педагогическими университетом, и будущие преподаватели информатики и математики проходят практику в этой лаборатории. Практические занятия необыкновенно увлекательны. С помощью специальных программ студенты проектируют и изготовляют… «умную» одежду. Студенты вышивают узоры иголками с токопроводящими стальными нитками, программируют особенные свойства одежды, а потом закачивают эти программы в микро-ЭВМ Arduino, которые будут работать на одежде по заданным параметрам. Например, одежда может менять цвет в зависимости от освещения. Это хорошо применять, например, для театра мод, когда одежда меняет цвет в ходе показа.

— Сегодня для создания «умной» одежды дизайнеры используют ткани, в волокна которой вплетены микропроцессоры, электролюминесцентные частицы, светоизлучающие диоды LED и различные сенсоры, — объяснил пришедшим на занятие студентам Лев Васильевич Пигалицын. — Примеры такой одежды мы все видели на открытии Олимпиады-2014 в Сочи. Каждой хозяйке захочется иметь дома скатерть, показывающую температуру еды, а молодежь предпочтет светящуюся в такт музыке футболку. И то и другое выполнено из текстиля, в котором применены цифровые технологии. Такая ткань буквально пронизана светящимися узорами.

А еще «умная» одежда может обследовать человека и даже лечить.

Лев Васильевич рассказал о BITalino — домашнем медицинском помощнике. Его основная плата содержит датчики, которые снимают данные с пациента. Эти данные после обработки через модуль Bluetooth передаются на компьютер или в больницу.

Для профилактики и лечения различных заболеваний используется специальная одежда из необычной ткани с наночастицами или микрокапсулами, где содержатся необходимые лекарственные препараты: нательное белье и колготки для лечения дерматитов, футболки для снятия боли при радикулите.

А высокоинтеллектуальный е-текстиль с тактильными симуляторами применяется в одежде для того, чтобы осуществлять массаж в определенных зонах тела человека.

Физики-кулинары в научном кафе
На площадке Поволжского центра аэрокосмического образования открылось школьное научное кафе «Кот Шредингер». Первыми посетителями стали участники творческих технических лабораторий Центра, учащиеся лицея № 3 города Кулебаки, школьники Дзержинска. В меню были «умные» коктейли из интеллектуальных вопросов, бутерброды с маслом, невесомостью и чашечкой полезной информации, на десерт предлагалось криомороженое, приготовленное на глазах гостей.
В научном кафе «Кот Шредингер» процесс приготовления любого «блюда» основан на изменении и неожиданном использовании свойств разных физических «продуктов».

Ядерные центры открыты для лицеистов

Для школьников старших классов лицея № 38 заместитель директора Института лазерно-физических исследований (ИЛФИ) Российского федерального ядерного центра, доктор физико-математических наук Сергей Бельков провел необычный урок на тему «Современные лазерные технологии» в рамках проекта «Закрытый Саров в открытом пространстве».

Сергей Аркадьевич рассказал о мощных лазерах, альтернативных источниках энергии, токамаке — тороидальной установке для управляемого термоядерного синтеза. Ребята узнали о современных разработках в области лазерных технологий на примерах «Национальной установки для зажигания» США, запущенной в Ливерморской национальной лаборатории в 2009 году, и мегаджоульного лазера, строящегося во Франции.

Затем вместе с ученым ребята совершили виртуальную экскурсию по аналогичной установке, создаваемой в Сарове. Сергей Аркадьевич объяснил ребятам, что цель этой работы заключается в демонстрации в лабораторных условиях микровзрыва (зажигания термоядерной реакции). Он рассказал, что при удачном воспроизведении этой концепции в будущем будут построены электростанции, использующие термоядерную энергию. Это гарантирует, что радиоактивных отходов не будет и производство электроэнергии станет экологически чистым. Особенно важно то, что в качестве топлива для термоядерных реакций будет использоваться изотоп водорода — дейтерий, содержащийся в воде практически в неограниченном количестве. Этот источник энергии будет доступен любой стране.

— На меня большое впечатление произвел масштаб разработки, — сказала десятиклассница Евгения Смирнова. — Подробно об этом услышала впервые и теперь действительно заинтересовалась этой темой.

— Я слышал о подобных установках, в которых используется множество лазеров, и они направляются в одну точку, — сказал Юрий Скуридин, одноклассник Евгении. — Всегда задавался вопросом, где взять кристаллы для выработки энергии такого масштаба. Эта лекция дала ответы на интересующие меня вопросы.

— В течение учебного года к нам приходят представители научного сообщества и читают лекции нашим лицеистам, — рассказала учитель физики и астрономии лицея № 38 Надежда Борисовна Тукова. — В нашем лицее есть ребята, которые в качестве дополнительного образования учатся в физической школе при Институте прикладной физики, с которым мы взаимодействуем. На базе этой школы они выполняют научные работы. С ними работают люди именно такого уровня, как доктор физико-математических наук Сергей Бельков. Также наши ребята взаимодействуют с профессорско-преподавательским составом ННГУ имени Н. И. Лобачевского, технического и строительного университетов. Учащиеся старших классов раз в неделю проходят занятия на базе этих вузов. Те из них, кто проявляет наибольший интерес, имеют возможность напрямую взаимодействовать с преподавателями и писать научные работы.

Учителя нашего лицея побывали в Европейском центре по ядерным исследованиям (ЦЕРН) на научной школе для учителей физики. Нам рассказывали о самых последних исследованиях и экспериментах в области физики. На базе полученных знаний мы провели лекции для наших учеников, рассказали о новых научных достижениях.

А в прошлом году мы вывозили детей в Дубнинский ядерный центр, где им показали новый линейный ускоритель, рассказали о новых разработках, в том числе медико-биологических, о том, как это можно применить для сохранения здоровья человека. Наши ребята выступили там со своими работами и привезли дипломы.

Что? Где? Когда?
Знаете ли вы, как связаны между собой жираф и побеги акации? В чем секрет превращения Резерфорда из физика в лирика? Сколькими способами физик Карл-Куно Кунце предлагал завязывать «магические узлы»? А вот участники турнир «Что? Где? Когда?», который прошел в Информационном центре по атомной энергии во время Недели высоких технологий, теперь знают. В турнире приняли участие команды студентов-физиков из технического университета имени Р. Е. Алексеева и госуниверситета имени Н. И. Лобачевского.
Вопросы для игры предоставили члены команды «Росатом» из Ядерного центра города Сарова, играющей в телешоу «Что? Где? Когда?». Кстати, корпорация «Росатом» уже не первый год поддерживает популярную интеллектуальную телеигру.

Дверь в науку

Заместитель директора Института лазерно-физических исследований Российского федерального ядерного центра подчеркнул, насколько важна работа по привлечению ребят в науку.

— Мы стараемся напрямую взаимодействовать с высшими профессиональными учреждениями, такими как Нижегородский университет имени Н. И. Лобачевского, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Московский физико-технический институт. Там есть свои кафедры, где профессиональной ориентацией занимаются сотрудники нашего предприятия. Студенты проходят базовую подготовку в стенах института или университета, а уже в магистратуре приезжают к нам и своими руками делают небольшой кусочек работы, которую выполняет наш институт в целом. Такое тесное взаимодействие, прямое привлечение студентов к научным исследованиям очень важно и необходимо. Тем самым у студентов, наших будущих сотрудников, появляется интерес. Как правило, те, кто к нам приходит, остаются здесь работать.

Конечно, мы не можем им обеспечить таких заработных плат, как в банке, зато мы можем дать хорошую, интересную, престижную работу. Наши разработки находятся на острие науки и передовых технологий. Деньги придут потом. Если посмотреть на биографию и достижения таких людей, как Стив Джобс или Генри Форд, то изначально они работали не ради денег, но деньги к ним пришли. Главным для них было сделать что-то такое, что останется после них и точно изменит жизнь людей. К сожалению, сегодня для большой части молодежи деньги являются главной жизненной ценностью. Но, к счастью, есть и те, кто работает ради идеи, и пока они есть, можно не бояться за нашу науку.

Анна Родина
Фото Алексея Манянина, Натальи Бурухиной и из архива Информационного центра по атомной энергии

  • 019 (964) 18.03.2015

Дата публикации

« Март 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Свежий номер

Свежий номер

023 (2000) 27.03.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru