День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Гений без диплома: механик, конструктор, судостроитель и теплотехник. Часть 2

В последнее время мы вновь много говорим о промышленном потенциале Нижнего Новгорода, о потребности в передовых инженерно-технических кадрах, ссылаемся на традиции нижегородской технической мысли. Но после, вспоминая наших выдающихся земляков, внесших вклад в отечественную инженерную школу, после гениального механика-самоучки Ивана Кулибина, жившего и творившего в XVIII веке, почему-то сразу перепрыгиваем в век ХХ, словно не было ХIХ столетия, в течение которого наш город не только крепчал промышленностью, но и прирастал яркими, самобытными инженерно-техническими талантами, такими, например, как Василий Калашников, выдающийся российский механик, конструктор, судостроитель и теплотехник. Фамилия Калашникова в свое время была широко известна по всей Волге, а в Нижнем Новгороде Василия Ивановича знали по прозвищу «Механик». 11 ноября исполнилось 165 лет со дня его рождения. Его жизнь и работа, его изобретения и огромный интерес к техникене только пример для подражания сегодняшних инженеров, но и повод для всех нас гордиться славным нижегородцем и традициями местной инженерной школы.

(Окончание. Начало в № 96.)

От производства нефтяных масел до журнала по судостроению

Широта творческих интересов Калашникова поражает — его изобретения охватывают самые разные отрасли техники и промышленности.

Еще в 1873 году Василий Иванович Калашников создал комплект оборудования нефтеперегонного завода для известного нижегородского предпринимателя Рагозина. Осенью 1875 года первый не только в России, но и во всем мире завод по производству нефтяных смазочных масел, используя оборудование конструкции Калашникова, выпустил свою первую продукцию. Кстати, располагался этот завод рядом с предприятием Колчина

В конце XIX столетия волжские суда с дровяного топлива стали переходить на жидкое — нефтяное. В 1885 году Калашников представляет на Нижегородской кустарной выставке новое изобретение — форсунку для более экономного сжигания мазута в топках, за что получает золотую медаль Русского технического общества. «Форсунки Калашникова» получили распространение на пароходах по всей Волге.

В 1884 году он изобрел «снаряд для углубления мелей и чистки фарватеров».

Калашников много труда посвятил разработке теории судостроения. За свою жизнь Калашников создал 50 новых пароходов и заново перестроил свыше 100. Он сконструировал наливные баржи для перевозки по Волге керосина.

В 1885 году Василий Калашников обратился к городскому голове с предложением устроить подъемник собственной конструкции типа фуникулера для доставки нижегородцев с Нижнего базара от Скобы на Верхний базар, с конечным пунктом подъема на территории Нижегородского кремля. Жаль, что тогда у городской думы не нашлось средств (или желания) реализовать предложение Калашникова. Спустя одиннадцать лет фуникулер в Нижнем Новгороде, ставший первым в Российской империи, все-таки был построен. Правда, уже по проекту московской фирмы «Ф. И. Герле и К°».

В 1886 году Калашников стал организатором и руководителем первого в мире журнала по речному делу «Нижегородский вестник пароходства и промышленности».

В 1887 году в городе было открыто первое в России учебное заведение для речников — Нижегородская речная школа, в создании которой принимал активное участие Калашников. Затем он стал там преподавателем изученных им самостоятельно механики и геометрии.

В 1880–1890-е годы Калашников создает проект постоянного — вместо плавучего, плашкоутного — моста через Оку. Однако денег на его строительство в городской казне не нашлось.

Калашников первым создал автомат для электросварки листового железа.

За реализацию мечты — награды Всероссийской выставки

В 1890 году Василий Калашников переходит на Сормовский завод. Здесь он осуществляет свою давнюю мечту — создает машину с четверным расширением пара, которую вместе с котлом высокого давления устанавливает на пароходе «Богатырь». Изобретатель уже вынашивает идею создания машины с шестикратным расширением пара, но в 1894 году на Сормовский завод приходит новый владелец, у которого, как оказалось, совершенно иное видение развития предприятия…

Тогда Калашников решает, что хватит работать «на чужого дядю», и организует на Мочальном острове собственную верфь. За полтора года на воду спускаются четыре буксирных парохода, оснащенных машинами четверного расширения пара, а также пожарный пароход «Князь Юрий», предмет особой гордости изобретателя. Еще бы! Корабль-«огнеборец» был быстроходнее всех волжских судов, мог буксировать против течения 13 барж одновременно и близко подходить к мелям.

А вот бизнесменом Калашников оказался неважным. Независимо он продержался только до конца 1895 года. И вновь Василий Иванович работает главным механиком на Курбатовском заводе.

Приближается 1896 год. На носу XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка. Курбатовы предлагают Калашникову спроектировать к выставке машины и котлы для парохода «Орел». В результате Курбатовский завод удостаивается высшей награды — государственного герба. А изобретателю присуждают диплом первого разряда выставки за пожарный пароход «Князь Юрий», проекты судовых паровых машин с четырехкратным расширением пара и книгу «Записки конструктора».

В 1897 году Калашников был избран председателем Нижегородского отделения Русского технического общества.

В 1898 году указом императора главному механику завода Курбатова и угличскому мещанину Василию Ивановичу Калашникову присвоено звание потомственного почетного гражданина Нижнего Новгорода.

Слыл оригиналом и дружил с известными людьми

…Как и многие неординарные люди, Калашников слыл оригиналом. Авторитетов для него не существовало. На званом ужине все демонстрируют любовь к заморским яствам? Василий Иванович требует подать гороху! Все восхищаются Шаляпиным? А он до хрипоты будет кричать «браво» малоизвестному артисту. Впрочем, Шаляпина Василий Иванович любил, часто слушал его в театре.

Тридцати лет Калашников женился на дочери фабриканта Александре Александровне, урожденной Смирновой. Это был старинный род, к которому принадлежал известный краевед Дмитрий Николаевич Смирнов. Молодые люди идеально подошли друг другу. Консерваторка Александра Александровна хорошо играла на рояле и пела, а Василий Иванович подпевал ей. Сам он часто исполнял под гитару старинную песню «Вот на пути село большое…».

Калашников был знаком с Владимиром Короленко и Максимом Горьким. С великим пролетарским писателем он и вовсе был в соседях, когда редакция журнала «Нижегородский вестник пароходства и промышленности» находилась на Ильинке. Одно время они «соседствовали» и в витрине фотоателье Максима Дмитриева — их портреты были выставлены рядом.

Кстати, Короленко и Горький очень ценили дружбу с Василием Ивановичем Калашниковым. А Алексей Максимович отмечал талант русского самородка и говорил писателям-горьковчанам: «Хорошенько осветите нижегородских людей, таких как Кулибин, Калашников».

У Калашникова был независимый характер, он никогда не заискивал перед власть предержащими. Когда завершилась выставка 1896 года, нижегородский губернатор Баранов задумался, кому отдать оставшиеся от мероприятия деньги. Калашников заявил, что деньги должны поступить в фонд технического общества.

— Что это за общество такое? — будто бы пренебрежительно заметил Баранов.

— Оно носит название Императорского, ваше превосходительство! — парировал Василий Иванович.

Баранов не нашелся, что ответить, и деньги отдал.

Однако Калашников был отнюдь не меркантилен. Главным для него было увидеть свое изобретение востребованным. Поэтому, убеждая потенциального покупателя опробовать очередную новинку, он не брал с него денег вперед.

— Вот окупит себя машина, тогда со мной и рассчитаешься,говорил он.

Сердце не выдержало печали

В 1898 году Калашников предпринимает вторую попытку самостоятельной деятельности. С 1898 по 1903 год на судостроительной верфи Калашникова было построено 15 новых пароходов. Но и вторая попытка В. И. Калашникова работать «свободно» и «независимо» окончилась полным разорением. Его судостроительную верфь на Мочальном острове, к сожалению, пришлось продать.

Василий Иванович Калашников вынужденно занимает подвернувшуюся должность механика Нижегородского комитета страховых обществ.

Эта скудно оплачиваемая работа оказалась связана с постоянными разъездами, а у Калашникова больное сердце. Занозой в нем сидит печаль от продажи любимого детища — судоверфи на Мочальном острове. Все это надломило здоровье Василия Ивановича, он тяжело заболел. А тут еще арестованы сыновья, ставшие революционерами…

Время в России впрямь неспокойное. Гениальный механик чувствует это. После роспуска Государственной думы Калашников написал в Петербург графу Игнатьеву: «Ваше сиятельство, предохранительный клапан (в обществе) закрыли, а шуровать продолжаете, как бы давление пара не превысило предела упругости материала».

Вскоре и любимую дочь Калашникова, Сашеньку, за участие в конспиративной деятельности осуждают на пять лет тюрьмы. Василий Иванович, больной, идет в жандармское управление — просить за дочь… А через три месяца, в феврале 1908 года, Калашников умирает от паралича сердца.

За его гробом в сопровождении конвоиров идет дочь Александра — ее выпустили на несколько часов, чтобы она смогла проводить отца в последний путь.

Похоронили инженера-самоучку в Крестовоздвиженском монастыре. В 1957 году в связи с ликвидацией этого некрополя прах В. И. Калашникова был перенесен на Бугровское кладбище. На месте, где предположительно находилась могила, был установлен памятник выдающемуся механику.

В городе есть несколько мемориальных досок, в том числе и на доме 58 по улице Ильинской, где находилась редакция первого в мире журнала по речному делу «Нижегородский вестник пароходства и промышленности».

Подготовила Марина Сергеева

Источники информации и фото: visituglich.com, nnov.ec, gorgor.ru, sormlib.nnov.ru

  • 98 (938) 10.12.2014

Свежий номер

Свежий номер

103 (1267) 13.12.2017
Все видео


Партнеры


gosu

© 2017  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru