День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Феномен Алексеева

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/znaj-nashikh/fenomen-alekseeva#sigProGalleriae61a572d5b
joomlamodniyportal.ru

18 декабря исполнилось 100 лет со дня рождения гения инженерной мысли ХХ века, человека, создавшего крылатый флот России, нашего земляка Ростислава Алексеева. Одни считали его чудаком, опередившим свое время, другие шли за ним в огонь и воду. Но какими бы ни были достижения Алексеева-конструктора, они были бы пусты, если за ними не стоял Алексеев–человек. Его неуемная энергия и талант помогали ему стать лучшим во всем, за что он брался, будь то парусный спорт, горные лыжи, создание судов на подводных крыльях или воспитание детей.

Родом из детства

Семья Алексеевых, давшая миру четверых талантливых детей, прошла через многие трудности, происходившие в нашей стране. И заслуга родителей Ростислава, Маргариты, Галины и Анатолия в том, что они научили их не сдаваться, идти вперед, несмотря ни на что. Серафима Павловна и Евгений Кузьмич смогли привить детям ту любовь к жизни и ту силу характера, с которыми они прошли по жизни. Из всех их детей вышел толк. Старшая сестра — Галина Евгеньевна, кандидат физико-математических наук, стояла у истоков электроники и компьютерной промышленности, прожила интересную и долгую жизнь, умерла в 101 год. Маргарита Евгеньевна была одним из ведущих архитекторов Москвы. В семье она рисовала лучше всех. Старший брат Анатолий считался самым умным среди четверых детей, но, к сожалению, рано ушел из жизни. Он пропал без вести в 1941 году в ополчении в Подмосковье. А Ростислав стал выдающимся кораблестроителем-мечтателем, опередившим время.

Главный, Доктор, Адмирал

Воспитывали Алексеевы детей своим собственным примером, показывая, что добиться чего-то в жизни можно только трудолюбием и увлеченностью своим делом. По словам дочери Ростислава Алексеева, Татьяны, отец воспитывал ее и брата так же. Он сам делал своим детям и их друзьям игрушки, так как в послевоенное время их просто не было. Сам любил рисовать и учил рисовать детей. Уходя на работу, оставлял промасленную бумагу, через которую маленькая Таня переводила картинки и раскрашивала их. Учил фотографировать — отдал дочери фотоаппарат, и она перефотографировала всех одноклассников. Он вообще был всеобщим любимцем. Когда он заезжал во двор на улице Ульянова на своей «Победе», то в нее набивалась вся дворовая малышня, чтобы прокатиться в Зеленый Город на природу, где у семьи Алексеевых были свои полянки для посиделок. На вопрос, как вас воспитывал отец, Татьяна Ростиславовна смеется и отвечает: никак. Присутствие его самого в семье — вот это и было воспитание. Казалось бы, Ростислав Евгеньевич ничего не делал специально, но всегда был рядом. Когда уезжал в командировки, писал оттуда небольшие письма, открыточки с теплыми словами и пожеланиями побывать в понравившемся ему месте.

Ростислав Алексеев был воспитателем и родителем не только в семье, но и в своем коллективе, в котором его очень уважали. Самая главная награда для человека — народное признание. Ростислав Евгеньевич получил от народа в награду три «звания». В молодости, когда он увлекался парусным спортом и был яхтсменом, приятели-яхтсмены его прозвали Адмиралом. В своем рабочем коллективе его, конструктора судов на подводных крыльях, называли Главный, а за создание экранопланов — Доктор.

 

Вместо сердца — пламенный мотор

По воспоминаниям друзей и коллег Ростислав Евгеньевич был натурой увлекающейся. В 1930-е годы, когда все поголовно были помешаны на скорости, он увлекался парусным спортом, горными и водными лыжами. Причем эти вещи были неотрывны от его работы. Управляя яхтой, Алексеев размышлял, как сделать ее еще маневреннее, быстрее. Яхтсмены говорили, что он «ходит на яхте головой». Для участия во II Поволжской парусной регате в 1938 году он сам построил небольшую парусную яхту — швертбот, выиграл соревнование и получил из рук знаменитого летчика Валерия Чкалова приз — фотоаппарат «ФЭД». Свою любовь к морю и парусам он передал своим детям и внукам, все они с успехом занимались яхтенным спортом, участвуя в регатах. Кстати, в акватории Горьковского водохранилища почти 40 лет проходит ежегодная Всероссийская парусная регата Кубок Р. Е. Алексеева, основанная гениальным конструктором и спортсменом.

Ветеран Центрального конструкторского бюро по контролю работ по экранопланам в 1967 — 1969 годах В. Ф. Загурский вспоминает, что Алексеев был не только яхтсменом, но и зачинателем горнолыжного спорта в городе Горьком, вовлекал в те или иные занятия спортом других сотрудников ЦКБ.

 

Картон, дерево, фанера

Талантливый человек — талантлив во всем. Свою первую настоящую машину «Победу» Ростислав Евгеньевич купил, когда за разработку и создание судов на подводных крыльях получил Сталинскую премию. Почему настоящую? Потому что это было, пожалуй, первое средство передвижения, которое конструктор не создал своими руками. В родное ЦКБ по СПК он сначала ездил на самодельном велосипеде с двигателем, который однажды… взорвался и ошпарил лицо конструктора горячим паром. Потом — на «Харлее», который ему дали в мотосекции. Затем — на собственноручно собранной из металлолома, найденного на свалке в Сормове, «Татре», а до этого — на «Фольксвагене», у которого была соответствующая кличка «КДФ» — картон, дерево, фанера.

 

В народной памяти

Судьба Ростислава Алексеева как инженера-мыслителя была к нему хоть и благосклонна, но очень переменчива. Она то возносила его на гребень прижизненной славы, то с грохотом ударяла о землю. Изменчивая политическая конъюнктура сначала приближала, а затем удаляла от вождей мира сего, что в конце концов и решило его конструкторскую судьбу. Но он остается в нашей памяти живым человеком с горящим сердцем, увлеченным своим любимым делом — созданием крылатого флота. Ведь даже умер он, надорвавшись на испытаниях очередного судна.

Он создал такие знаменитые суда на подводных крыльях, как «Ракета», «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход», экранопланы КМ для ВМФ, Т-1 для воздушно-десантных войск, малый десантный экранолет «Орленок». И пусть сейчас по Горьковскому морю ходит меньше «Метеоров», чем при жизни Алексеева, зато в Санкт-Петербурге их курсирует множество, на Кижи и Соловки летают «Кометы», а по маршруту Таллин — Хельсинки ходит «Олимпия».

В нашем городе именем выдающегося конструктора названа площадь в центре Сормова, памятник ему установлен в начале Юбилейного бульвара. Также на улице Коминтерна установлена памятная звезда, на площади Буревестника расположен «Метеор» — детище кораблестроителя.

Имя Ростислава Алексеева носит Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) в Нижнем Новгороде. Его имя носит нижегородская школа № 183 и Либежевская школа (Чкаловский район). А в 2007 году его имя было присвоено Нижегородскому государственному техническому университету. Кстати, у первого корпуса университета в октябре 2016 года был установлен экраноплан «Волга-2» — одна из последних разработок конструктора.

А еще, его портрет вместе с портретом Дмитрия Менделеева вывешен в Конгрессе Соединенных Штатов. Так что Алексеева знают и почитают даже в Америке.

 

Справка

Ростислав Евгеньевич Алексеев родился 18 декабря 1916 года в семье директора Новозыбковской опытной станции. Мать работала учительницей. В 1933 году семья переезжает в город Горький (ныне Нижний Новгород).

В 1935 году поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова (ныне Нижегородский государственный технический университет) на кораблестроительный факультет (ныне факультет морской и авиационной техники). 1 октября 1941 года защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях», и госкомиссией ему было присвоено звание инженера-кораблестроителя. После защиты молодой инженер был направлен на завод «Красное Сормово».

В 1942 году ему выделяются средства для работы по созданию боевых катеров на подводных крыльях. Катера Алексеева не успели принять участия в боевых действиях, но созданные им модели убеждали в возможности успешной реализации идеи.

В 1951 году Алексеев и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях были удостоены Сталинской премии. Коллектив начинает работать над невиданным до тех пор пассажирским судном на подводных крыльях (СПК), получившим символическое имя «Ракета». Летом 1957 года Алексеев привел первый образец в Москву в дни Международного фестиваля молодежи и студентов. С этого в мире началось скоростное судостроение в мире. Катера «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход» — ежегодно новый проект. В 1961 году десять сотрудников во главе с Алексеевым получают Ленинскую премию за создание нового транспортного средства.

В 1962 году в ЦКБ началась работа по созданию экраноплана КМ для ВМФ, а в 1964 году — над проектом экраноплана Т-1 для воздушно-десантных войск. 22 июня 1966 года экраноплан КМ, самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат на земле, был спущен на воду.

В начале 70-х годов ЦКБ по СПК был дан заказ на постройку десантного катера «Орленок». 3 ноября 1979 года первый в мире десантный корабль-экраноплан был принят как боевая единица в состав ВМФ. Завершен был весь этот проект постройкой крупнотоннажного экраноплана-ракетоносца «Лунь».

К тому времени Ростислав Алексеев был тяжело болен и после двух операций скончался 9 февраля 1980 года.

Анастасия Гофман

  • 110 (1161) 21.12.2016

Свежий номер

Свежий номер

103 (1267) 13.12.2017
Все видео


Партнеры


gosu

© 2017  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru