День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Чайка неба не боится

10 февраля в Нижегородском театре оперы и балета проектировщики из ЦКБ имени Р. Е. Алексеева показали общественности модель экраноплана нового поколения «Чайка-2». Технические характеристики морского многоцелевого экраноплана таковы: он вмещает 100 пассажиров, может перевозить 9 тонн грузов, развивает скорость до 450 км/час. При этом эта техника способна приземляться и на воду, и на необорудованный аэродром. А следовательно, использоваться в качестве средства передвижения на севере страны, где нет оборудованных аэродромов, во время возникновения чрезвычайных ситуаций (для тушения пожаров, спасения людей),а также длямониторинга экологического состояния водных объектов и других нужд.

Наследник моделей Алексеева

По словам разработчиков, экраноплан «Чайка-2»является наследником предыдущих моделей экранопланов. Он построен на эффекте экрана, который открыл наш великий земляк, выдающийся советский конструктор Ростислав Алексеев.

– Появление этого экраноплана нельзя назвать революцией инженерной мысли, это эволюция, – говорит председатель совета директоров АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» Георгий Анцев. – В нем использована другая компоновка, другие технические решения, другая аэро- и гидродинамика.

При этом, как отмечают разработчики, аэроплан собран из комплектующих только отечественного производства, которые произведены в основном на авиа- и судостроительных предприятиях Приволжского федерального округа.

В настоящее время закончено проектирование аппарата, проведен весь цикл испытаний, который показал хорошие характеристики модели. Сейчас уже идет промышленная разработка, поиск инвестора, чтобы строить и испытывать опытный образец. И, по мнению Георгия Анцева, испытание нового летательного аппарата произойдет ближе к 2020 году на Горьковском море.

От Арктики до Индонезии

Кто будет заказывать новинку, пока неизвестно. Однако, как отмечает Анцев, ее функциональные возможности велики. Она может работать на прибрежных территориях в условиях Арктики, на Курильских островах и Дальнем Востоке. Рассчитывают разработчики и на экспортные поставки в такие страны, как Индия, Вьетнам, Малайзия, Индонезия, Южная Америка, Южная Африка, Арабские Эмираты.

– Аэропланы – достаточно рентабельная штука, – отмечает председатель совета директоров АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева». – Он эффективен в расходе топлива, не требует подготовленных аэродромов.

По словам Георгия Анцева, современные экранопланы по тяговой нагрузке и расходу топлива нельзя сравнивать с экранопланами времен Ростислава Алексеева.

– Великий гений Алексеева брал двигатели от военных самолетов, с повышенной тягой, чтобы разобраться в явлении «экрана», поднять экраноплан в воздух,говорит он.

Аналогов нет до сих пор

Презентация прошла в рамках празднования 100-летия со дня рождения Ростислава Евгеньевича Алексеева.

Как отметил председатель совета директоров АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева», благодаря Алексееву мы опередили Евросоюз на 40 лет с точки зрения взлетной массы летательного аппарата и на тех двигателях, которые были в 1960-е годы. И даже сейчас экранопланы не имеют мировых аналогов.

А все начиналось в далеком военном 1941 году на заводе «Красное Сормово», где Ростислав Алексеев начинал работать после окончания Горьковского индустриального института старшим контрольным мастером, а с 1952 года – начальником – главным конструктором легендарной научно-исследовательской гидродинамической лаборатории (НИГЛ), специально созданной для практической реализации его замыслов.

Легендарный флот

В 1947 году Алексеев разработал эскиз идеи пассажирского судна на подводных крыльях (СПК). Судно использует для устойчивого движения гидродинамику малопогруженных крыльев и аэродинамику корпуса в виде профиля крыла. В развитие этой схемы была спроектирована и построена самоходная модель, катер А-8.

В этот период Ростислав Алексеев выполнил научную работу «Исследование движения судов над поверхностью воды». Этот труд заложил основы проектирования судов на подводных крыльях и принципиально нового типа транспорта – экранопланов.

Исследования привели к идее использования воздушного крыла, работающего вблизи поверхности (экрана). В кратчайшие сроки идеи переросли в испытания первых самоходных моделей.

– Одной из основных заслуг Ростислава Алексеева как конструктора, как организатора новой отрасли и основоположника скоростного флота стало создание школы скоростной технологии и сильного творческого коллектива исследователей, инженеров и изобретателей, которые объединились под его руководством, – сказал Георгий Анцев на мероприятии. – За более чем 70-летнюю историю конструкторского бюро создано свыше 70 проектов судов на подводных крыльях, построено около 4 тысяч морских и речных судов.

Легендарные суда на подводных крыльях – «Ракета», «Комета», «Метеор» – стали визитной карточкой многих городов. Эксплуатировались суда на подводных крыльях не только в Советском Союзе, но и поставлялись на экспорт в 35 государств, среди которых Италия, Греция, Куба, Болгария, ФРГ, Венгрия.

С 1960 года ЦКБ по судам на подводных крыльях ведет разработку проектов экранопланов. В общей сложности разработано порядка 40 проектов экранопланов – построено свыше 30 единиц различного назначения.

Переход от подводных к воздушным крыльям позволил снять ограничения со скорости движения судов и приблизить ее к авиационной. Экраноплан имеет скорость движения самолета, не требует аэродрома, может летать над любой относительно ровной поверхностью.

Сейчас славные традиции отечественного скоростного судостроения возрождаются, что и показала презентация «Чайки-2». А идеи великого конструктора и мечтателя Алексеева до сих пор имеют исключительный потенциал для решения задач и обороны страны, и мирной жизни.

Подготовила Светлана Муратова
Фото Алексея Манянина

  • 011 (1175) 15.02.2017

Свежий номер

Свежий номер

064 (1228) 16.08.2017
Все видео


Партнеры


gosu

© 2017  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru