День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

«Новые старые» схемы аферистов

Больше 80 миллионов рублей только за одну неделю потеряли нижегородцы от действий мошенников, сообщили в ГУ МВД России по Нижегородской области. Как аферисты обманывают чаще всего и какие новые схемы появились?

Избегайте покупок в интернете

На прошлой неделе, по данным нижегородской полиции, мошенники больше всего использовали схемы: «Звонок от службы безопасности банка» – 57 случаев, «Срок действия вашей сим-карты скоро закончится» – 26 случаев, «Мошенничество при совершении онлайн-покупки»16 случаев, а также иные. Общая сумма ущерба, причиненного потерпевшим в результате обмана, составила 86,6 миллиона рублей.

Правоохранители привели пример. Одной из жительниц Нижнего Новгорода позвонили якобы из Пенсионного фонда (в настоящее время такой организации не существует!). Неизвестный сообщил о сомнительной операции по ее банковскому счету. Чтобы уберечь деньги, мошенники убедили женщину оформить автокредит, обналичить его, а затем перевести средства на «безопасный счет». В итоге нижегородка потеряла 2,4 миллиона рублей.

Одного из онлайн-покупателей аферисты «развели» на 47,5 тысячи рублей. Он хотел приобрести видеокарту для компьютера. «Продавцы» потребовали предоплату, а вместе с ней исчезли.

– Старайтесь не совершать покупки в сети Интернет, если требуется стопроцентная предоплата, – советуют в полиции. – Обычно добросовестные продавцы предлагают возможность отправки товара наложенным платежом.

Правоохранители советуют не переходить для оплаты по присланным продавцом или покупателем ссылкам. Непрозрачная система оплаты товара – это один из признаков мошенничества.

Предлагают льготы? Положите трубку

Звонки об окончании срока действия сим-карты – одна из схем по получению доступа к аккаунтам нижегородцев на госуслугах или личным кабинетам в банках или у операторов связи.

Жителю Нижнего Новгорода позвонил якобы представитель его мобильного оператора. Сообщил, что необходимо пролонгировать договор обслуживания абонентского номера, иначе скоро отключат связь. На самом деле такой договор бессрочный!

Для подтверждения согласия мошенник запросил код из СМС, который пришел нижегородцу. Выполнив инструкции звонившего, жертва обмана обнаружила, что осталась без денег. Сумма ущерба составила 206 тысяч рублей.

Аферисты стали часто представляться сотрудниками поликлиник или каких-либо медицинских центров, которые готовы бесплатно принять по ОМС. Предлагают записать человека ко врачу (на диспансеризацию, флюорографию и так далее). Запись надо подтвердить кодом из СМС. На самом деле это код, подтверждающий вход в ваш аккаунт на портале госуслуг или личные кабинеты банков или операторов связи!

Еще одна модификация схемы – телефонное мошенничество от имени коммунальных организаций. Злоумышленники звонят от имени крупных энергосбытовых и генерирующих компаний. Например, автору материала звонили якобы от Энергосбыта. Предлагали сделать перерасчет платы за электроэнергию с учетом льгот от государства. Запись на прием надо было подтвердить кодом из СМС.

Опасность доступа

Некоторые недопонимают: «Ну что могут сделать мошенники, если у них оказался доступ к аккаунту человека на госуслугах? Ведь это не личный кабинет в банке». Эксперты объясняют: на госуслугах располагается полный набор сведений о человеке: ИНН, СНИЛС, данные паспорта, водительского удостоверения и так далее. С помощью этих документов можно создать клон человека и брать на него кредиты, оформлять юридически значимые сделки…

Кроме того, на «украденную» личность можно дистанционно оформить электронную сим‑карту – eSIM. Чтобы ею пользоваться, нужно просто загрузить настройки оператора в мобильное устройство. Как ранее сообщали в полиции, известны случаи, когда аферисты после оформления электронной сим-карты привязывали новый номер к банковскому профилю жертвы. Также проблемой может стать массовое оформление eSIM-карт на имя человека, которые в дальнейшем будут использоваться неизвестными для мошеннических действий.

Часто доступ в аккаунт по портале госуслуг или в личный кабинет сотового оператора сопровождается дальнейшим «разводом» жертвы. Людям звонят уже под видом сотрудников банка и говорят, что раньше вы разговаривали с мошенником, который сейчас при помощи полученной от вас информации пытается оформить кредит. По данным проекта «Меня не обмануть!», так недавно нижегородец потерял более 15 миллионов рублей.

Сначала он сообщил аферистам код из СМС, чтобы продлить договор обслуживания сим-карты. А когда мошенники получили доступ к его личному кабинету на сайте оператора и стали звонить от имени банковских служащих, набрал кредитов, чтобы «не дать» взять кредиты аферистам, и перевел злоумышленникам на «безопасный счет» все деньги – и заемные, и свои. Причем мужчина был уверен, что «безопасный счет» открыт на его имя. Когда увидел, что обманулся, написал заявление в полицию. Общая сумма ущерба – 15,7 миллиона рублей.

Дарья Светланова

Фото из открытых источников

Важно

  •                  Никому не сообщайте свои данные по телефону: номера карт, коды, кодовые слова и пароли, паспортные данные и так далее.
  •                  Реальные сотрудники организаций: банков, коммунальных служб, любых других, в том числе государственных органов, не звонят, если вы не отправляли туда обращение, для записи на прием и с другими вопросами, не просят назвать реквизиты счетов или что-то установить на телефон.
  •                  Если вам звонит незнакомец, пытается вызвать у вас сильные эмоции и присылает СМС, электронное письмо или ссылку в мессенджере, – это, скорее всего, мошенник.
  •                  В случае поступления звонков, когда вам сообщают, что с вашими сбережениями может случиться неприятность – положите трубку, кем бы ни представлялся звонящий, и перезвоните в официальный кол-центр банка самостоятельно, воспользовавшись телефоном на банковской карте или официальном сайте учреждения.
  •                  Не публикуйте в открытом доступе свои персональные данные: номер телефона, домашний адрес, данные паспорта. Мошенники охотно задействуют эту информацию в своих аферах.

  • 065 (2042) 24.07.2024

Свежий номер

Свежий номер

080 (2057) 11.09.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru