День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

80 лет под парусом

Восьмидесятилетняя история парусного спорта в Горьком хранит имена Валерия Павловича Чкалова — почетного главного судьи 2-й Поволжской парусной регаты, профессора Михаила Вениаминовича Колокольцева — первого руководителя Нижегородской парусной секции, яхтсмена и конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева, братьев Рябовых — строителей первых спортивных парусных судов. В годы Великой Отечественной войны яхтсмены-буеристы, в состав которых входили и нижегородцы, используя свое спортивное мастерство, обеспечивали патрулирование Финского залива и защиту «Дороги жизни» на Ладожском озере. Невзирая на трудности того времени, соревнования по парусному спорту проходили даже в блокадном Ленинграде!

Река зовет!

Первые водные станции добровольных спортивных обществ «Динамо», «Водник» и «Спартак» в нашем городе располагались на береговой линии Оки и Волги по обеим сторонам от Канавинского моста. Со стороны Черниговской улицы находился дебаркадер общества «Динамо», выше по Оке — станция общества «Спартак», ниже за мостом на Нижневолжской набережной до 1958 года — станция «Водник». Водная станция «Торпедо» стояла в Баржестроительном поселке выше по Оке, напротив Автозавода. Места их расположения неоднократно менялись, но суть оставалась прежней.

Первые соревнования по парусному спорту в нашем городе прошли летом 1929 года. В них участвовали шесть судов, 12 спортсменов. Соревнования проходили с пересадкой экипажей.

В 1934 году в Казани состоялась 1-я Поволжская спартакиада по летним видам спорта. Кроме футбола, плавания, прыжков в воду, народной гребли, легкой атлетики в программе были заявлены парусные гонки. В них участвовала и команда Горьковского края. После этого мероприятия во всех городах, представители которых принимали участие в парусной гонке, были проведены общегородские собрания, на которых поставили вопрос о поднятии массовости парусного спорта, строительстве новых яхт и повышении мастерства по управлению. На собрание в Горький было приглашено много людей, связанных с этим видом спорта. Собрание приняло решение проводить теоретическое обучение яхтсменов в зимнее время и усилить работу по пропаганде парусного спорта среди молодежи города. Но главным итогом собрания стало решение организовать централизованный орган управления парусным спортом в городе — городскую парусную секцию, куда вошли председатели всех парусных секций и яхт-клубов города. Ее председателем был избран Михаил Колокольцев, талантливый организатор и яхтсмен. Это событие и стало точкой отсчета для Нижегородской федерации парусного спорта.

Наставление знатного земляка Валерия Чкалова

К началу сезона 1935 года в городе было десять швертботов, начались активные тренировки на воде и соревнования местного значения. В них участвовали десять судов, 20 яхтсменов, соревнования проходили с пересадкой экипажей.

Создание городской парусной секции позволило за год наладить более активную работу всех яхтенных клубов города. В Горьком появились новые швертботы с хорошими ходовыми качествами. Наши земляки стали показывать лучшие результаты на поволжских соревнованиях.

В 1938 году 2-я Поволжская парусная регата состоялась в Горьком. В судействе участвовал Валерий Чкалов, который нашел время для посещения 16 июля открытия регаты на водной станции «Динамо».

«Дул свежий ветер. Знатный горьковчанин, Герой Советского Союза комбат В. П. Чкалов приветствовал яхтсменов. Он знал многих рулевых, своих земляков», — вспоминают очевидцы мероприятия.

Валерий Павлович, обратившись к яхтсменам, тогда традиционно пожелал им семь футов под килем, а после победы поздравлял: «Молодцы, земляки!»

После парада Чкалов спросил у руководителей соревнований, чья это команда была «в отрепьях», тогда как все другие были одеты в единую форму. Оказалось, что это команда горьковчан. Ее немедленно собрали, выяснили размеры, и на другой день все горьковские яхтсмены получили форму.

Известный яхтсмен и конструктор Ростислав Алексеев

Наши земляки завоевывали первые места и на 3-й Поволжской парусной регате. О причинах столь убедительной победы заместитель главного судьи Н. Я. Тарасов писал:

«Горьковские яхтсмены благодаря настойчивой повседневной работе значительно повысили свой класс, и такие рулевые, как Р. Алексеев, М. Колокольцев, Л. Волков, В. Давыдов, А. Рябов, С. Саракеев, могут быть смело поставлены в число лучших парусников Союза, причем особенно следует отметить Алексеева — студента кораблестроительного отделения Индустриального института имени А. А. Жданова. Алексеев, будучи талантливым гонщиком, в то же время является незаурядным конструктором парусных судов. Яхта “Родина”, на которой Алексеев на регате взял абсолютно первое место, с большим преимуществом против своих конкурентов, построена Горьковской судоверфью по проекту Алексеева. Эта оригинальная по конструкции яхта выделяется из общей массы судов своей резко выраженной удобообтекаемой формой надводной части, что сделано с целью доведения до минимума лобового сопротивления».

До, во время и после войны

В 1940 году в Горьком состоялась последняя в довоенный период Поволжская парусная регата.

Осенью 1943 года пришло указание Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при СНК СССР о проведении в Горьком в 1944 году V Поволжской парусной недели под лозунгом «Смерть немецким захватчикам!».

Шла война, а правительство СССР решило провести традиционную Поволжскую неделю и выделило участникам продукты питания сверх продовольственных карточек.

8 сентября 1944 года на водной станции «Динамо» собрались все участники на торжественное открытие регаты и подъем государственного флага СССР. По поручению руководства города председатель горсовета А. М. Шульпин выступил с приветствием и призвал всех участников и зрителей минутой молчания почтить память погибших на фронте яхтсменов СССР.

В послевоенные десятилетия парусный спорт переживал пик своей популярности, росло число парусных секций в вузах и на предприятиях Горького и Горьковской области.

История добровольного спортивного общества «Динамо»

Одна из самых старых парусных секций в нашем городе — «Динамо». Она создана 5 января 1924 года. Председателем совета «Динамо» тогда был Александр Сократов. В 1925 году был организован Всероссийский отдел общества «Динамо» по водным видам спорта (парус, гребля, плавание), впервые разработаны единые «Правила проведения соревнований по водным видам спорта». В то время был провозглашен лозунг: «Парусник должен овладеть греблей, а гребец — парусом».

В 1926 году пароходство согласилось предоставить обществу «Динамо» малый дебаркадер (бывшую Царскую пристань, построенную в 1913 году для приема императорской семьи) и произвести его ремонт в затоне Доскино.

В 1935-м на месте прежнего дебаркадера «Динамо» на улице Черниговской был построен внушительный деревянный Дворец водных видов спорта, который имел раздевалки, ресторан, бильярдную, базу для лодок и яхт, теннисный корт и открытый сборно-разборный 50-метровый бассейн. В течение теплого времени года на водной станции «Динамо» кипела жизнь: сюда со всего города съезжались пловцы, ватерполисты, яхтсмены, байдарочники, гребцы и просто желающие поплавать и позагорать. С удостоверением общества «Динамо» можно было взять лодку напрокат и целый день провести на воде. После войны это мог сделать каждый, оставив в залог паспорт.

«Заниматься парусным спортом я начала в 1949 году, — вспоминает Анатолий Леонов. — В то время на водных станциях “Динамо”, “Красная Этна” имелись только швертботы класса “Р” довоенной постройки. Килевых яхт и швертботов класса “М” тогда еще не было. Наша плавательная практика и обучение управлению яхтой проходили под руководством таких известных яхтсменов, как Р. Е. Алексеев, Н. А. Зайцев, В. М. Колокольцев, С. Саракеев. Дисциплине на воде и правилам гонок обучали судьи всесоюзной категории Н. Я. Тарасов и Н. В. Ушаков (тогда главный архитектор Горького)».

Примерно в 1951 году водная станция и парусная секция «Динамо» прекратили свое существование.

Женское лицо парусного спорта

Чемпионка России по парусному спорту, перворазрядница, рулевая первого класса, капитан яхты «Ведьма» Инна Костюнина вспоминает:

«Я обожала своего старшего двоюродного брата Вячеслава Павловского! Мне всегда хотелось быть хоть немного похожей на него. В наших семьях жил спорт… Слава с детства занимался плаванием и стал чемпионом РСФСР в 1946 году среди юношей. Он играл в водное поло, серьезно занимался лыжными гонками и прыжками с трамплина (двоеборье). После тяжелой травмы он прекратил выступать в соревнованиях по лыжам. Тогда в его жизнь пришел парус. Мы жили на улице Урожайной, это в районе набережной Федоровского. Водная станция Центрального яхт-клуба была рядом, под горой, около Канавинского моста. Пяти минут хватало, чтобы скатиться вниз по лестнице или по узкой тропинке, и ты уже на месте. А там — совершенно другой мир, пока еще совсем незнакомый и непонятный. Лодки на берегу, и паруса, паруса…

Дома была модель яхты, которую сделал Слава своими руками в яхт-клубе во время зимней учебы. Я часто рассматривала ее и даже таскала на улицу, чтобы пускать по весенним ручьям. Мне, конечно, попадало от Славки за это, но я все равно таскала. И вот этот волшебный мир открылся с высоты нашего откоса. На водную станцию меня не пускали, но я и тут нашла выход: делала бутерброды и бежала на станцию. Должен же мой брат как-то питаться! Наконец я дождалась момента, когда Слава взял меня на лодку прокатиться. Предупредил: “Пикнешь — больше не возьму!” Ну это было событие!

День был пасмурный, моросил дождичек и дул приличный ветер. Это с берега смотреть на красоту парусов легко и приятно. А тут как накренило, у меня аж дух перехватило. Не то что пикнуть, я дышать-то не могла! Руки вцепились в борт, ноги судорожно искали опору. Постепенно все вернулось в норму, и только тогда я ощутила скорость и то, что ветер так ласково и мокро дует в лицо и над головой прекрасный белый парус. Все, я пропала!..»

Наша редакция поздравляет всех ветеранов парусного спорта, а также молодых яхтсменов со знаменательной датой и желает больших побед в больших соревнованиях, дальних походов и самое главное — попутного ветра и в спорте, и в жизни!

Подготовила Ирина Белова

Источники материала и фото: сайт www.fps-nn.ru, книги «Нижегородские паруса. К 80-летию Нижегородской федерации парусного спорта», Нижний Новгород, 2014; Кармаев Б. Водные станции Горького. Наследие Рождественской стороны. Вып. 3. Нижний Новгород, 2013.

Справка
Сейчас в Нижегородской области работают 16 детских спортивных школ и парусных секций, около 10 яхт-клубов. Планируется строительство Центра парусного спорта, одного из пяти в России, располагающего береговой инфраструктурой, пирсами, ангарами, учебными классами.

  • 100 (940) 17.12.2014

Свежий номер

Свежий номер

074 (1238) 20.09.2017
Все видео


Партнеры


gosu

© 2017  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru