Традиция обучения «младших»
Кадет — от фр. cadet «младший». В России кадетское образование для детей дворян и офицеров началось в 1732 году по инициативе генерал-фельдмаршала Миниха, который представил на утверждение императрице Анне Иоанновне план устройства первого военно-учебного заведения в России «Корпуса кадет», где должны были воспитываться будущие российские офицеры, защитники Отечества.
С тех самых пор, по словам директора кадетской школы Сергея Корнилова, в основе кадетского образования лежит цель — воспитать патриотично настроенного, дисциплинированного и разносторонне развитого человека.
— Миссия кадетской школы — это обучение и воспитание граждан России, готовых к профессиональному служению обществу и государству, — говорит Сергей Корнилов. — Конечно, не обязательно все кадеты после школы выбирают военную дорогу, но все кадеты — настоящие патриоты и граждане своей страны, любящие свое Отечество и готовые отдать за него жизнь. А служить своей стране можно на разных поприщах. Многие известные государственные деятели, ученые, инженеры, путешественники, писатели и композиторы были кадетами: это и Аракчеев, и Муравьев-Амурский, и Бердяев, и Беллинсгаузен, и Карбышев, и Кропоткин, и Крузенштерн, и Бестужев, и Глинка, и Даль, и Карамзин, и Куприн, и Скрябин, и Римский-Корсаков…
От клуба «Юный десантник»
Сергей Николаевич Корнилов рассказал о том, что у истоков кадетской школы № 4 стоял Андрей Александрович Шалаев. Он организовал в 1985 году клуб «Юный десантник», который разместился на улице Большой Печерской в доме напротив общеобразовательной школы № 4.
В 1995 году клуб и школа стали сотрудничать, а затем решили объединиться, и в школе № 4 открылся первый в Нижегородской области экспериментальный кадетский класс.
Благодаря активной новаторской деятельности тогдашнего директора школы Татьяны Яковлевны Масленниковой в 2001 году администрация Нижнего Новгорода приняла решение о преобразовании муниципального образовательного учреждения в кадетскую школу. Тогда обычные классы существовали параллельно с кадетскими классами. Постепенно кадетских классов становилось все больше, а число обычных классов уменьшалось. И через несколько лет все учащиеся этой школы стали только кадетами.
За 14 лет из стен школы выпущено около 1200 кадетов. Около двухсот выпускников кадетской школы служат в вооруженных силах и в силовых структурах. Три выпускника награждены орденами Мужества. За большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения школа награждена грамотой министра обороны Российской Федерации и ценным подарком.
Но за эти годы школьное здание на Большой Печерской стало тесновато «в плечах», поэтому городской властью было принято решение о переезде в новое здание.
На новом месте
В Ленинском районе было найдено не просто более просторное помещение, а здание с прилегающей территорией.
Кадетская школа будет школой-интернатом, там будут группы круглосуточного пребывания, ведь приблизительно треть учащихся будет из районов области или из дальних районов города, которым сложно добираться до школы каждый день.
Площади самой школы и ее территории увеличились в несколько раз. Появилась большая территория для занятий футболом и хоккеем. Есть возможность сделать несколько борцовских залов. На следующий год запланировали строительство большого плаца. На старом месте негде было даже построиться, не то что маршировать.
Школа находится очень удачно в самом центре города. 90% родителей нынешних кадетов сказали, что теперь на дорогу они не будут тратить столько времени.
Набор по конкурсу
По словам Корнилова, кадетское движение поддерживается и президентом, и правительством Российской Федерации. О популярности кадетского образования у подростков и их родителей говорит тот факт, что в этом году в кадетскую школу был конкурс пять человек на место. А при доборе в те классы, где оказалось несколько свободных мест, конкурс был еще выше.
Основной набор в кадетскую школу — это набор в пятые классы.
— При наборе мы смотрим не только на хорошее здоровье и спортивные достижения будущего воспитанника, но и на успехи в учебе, важна и хорошая характеристика, — объяснил директор кадетской школы. — Ребята должны доказать, что они достойны быть кадетами. Некоторые родители, которые не справляются со своим ребенком, думают, что стоит определить его в кадетскую школу, там из него сделают то, что надо. Но они должны понимать, что у самого ребенка должно быть желание стать кадетом, и что он должен доказать, что достоин носить это звание. Перед поступлением в школу мы предлагаем родителям, чтобы их ребенок прошел медицинский осмотр. Наша школа отличается от обычной, здесь физические нагрузки гораздо выше. Мы наперед должны знать, что дети здоровы.
К новому году готовы!
Кадетская школа-интернат к новому учебному году готова. Прошла государственную приемку и готова 1 сентября принять учащихя.
— Конечно, мы в начале пути, и нам еще очень многое нужно сделать как в кадровом составе, так и в материальном плане. Пока нет строевого плаца. Также нужно построить городок силовой тренировки, полосу препятствий. Нужно оформить тренажерные залы, спортивные залы, — объясняет директор школы-интерната. — Но сделано многое. Произошло слияние двух библиотек. Столовая была отремонтирована. Докупается посуда, мебель, самое современное оборудование. В спальные корпуса приобретены кровати и постельные принадлежности.
В этом году на ремонт и приобретение оборудования городской администрацией было выделено 6,1 млн рублей.
Порядок во всем!
В кадетской школе большое внимание уделяется порядку.
День начинается с построения. Классы — это уже и взвода, отделения, роты. Параллель — это рота. Соответственно есть командиры рот, командиры взводов. Командир взвода — это воспитатель, а в будущем это должен быть офицер в отставке.
По аналогии с армией и требования к внешнему виду учащихся. Все кадеты в специальной форме — ношение формы организует! Кадет сам подшивает воротничок, чистит обувь и одежду. Все должно быть опрятно.
Весь день — занятия
Специфика кадетской школы заключается в том, что учащиеся заняты с утра и до вечера.
— С утра учащиеся кадетской школы занимаются по тому же учебному плану, что и дети в обычных общеобразовательных школах. У них те же предметы, те же уроки по 45 минут, такие же перемены, — объясняет директор кадетской школы-интерната. — Однако после обеда начинается основная кадетская составляющая. Первый блок — это занятия по военной подготовке: огневая подготовка, строевая подготовка, высотная, парашютная, медицинская подготовка, изучение уставов. Второй блок — самоподготовка. Под руководством офицера-воспитателя ребята будут выполнять домашние задания. Третий блок — это секции и кружки. Например, у нас есть секция любительской радиосвязи. Мы имеем точку, зарегистрированную в Москве. Теперь в этой работе мы планируем задействовать всех детей. Основы любительской радиосвязи будут проходить все. А те, кто захочет изучать это глубже, будут посещать кружок. На старом месте вышка была 12 метров, но здесь она будет 36 метров. У нас появятся и новые секции, например секция по мини-футболу, по самбо, будет духовой оркестр.
Так формируется характер
Девиз школы — «Воспитывай в себе честь, доблесть и славу!». И характер кадетов формируется по этому принципу: быть смелым, сильным, надежным.
Конечно, сохраняется и десантная подготовка ребят — корни не забыты!
— Большинство наших ребят совершают прыжки с парашютом, и не по одному разу. А наш ученик Ваня Кучугов, который перешел в десятый класс, совершил уже более 230 прыжков. Он входит в сборную России по парашютному спорту, — рассказывает Сергей Корнилов. — Начиная с седьмого класса ребята набираются сил и мужества ступить за пределы самолета на высоте более тысячи метров, и это очень здорово формирует их характер. А до этого ребята изучают укладку парашюта и потом сами, конечно, под надзором инструкторов, укладывают парашют, с которым совершат прыжок.
Большое внимание в кадетской школе-интернате уделяется силовой подготовке и общефизической подготовке военной направленности.
— Это военная гимнастика, разные виды борьбы — рукопашный бой, смешанные единоборства, самбо, — продолжает директор школы-интерната. — Но кадет должен не только уметь хорошо драться и не бояться прыгнуть с парашютом. Он должен быть духовно развитой личностью. Наши учащиеся с огромным удовольствием ходят на занятия по танцам и ежегодно выступают на балах, например, на Рождественских балах губернатора. В этом году в школе был устроен бал, посвященный юбилею Великой Победы. Ребята прекрасно танцевали такие танцы, названия которых известны не каждому из современной молодежи.
Патриотизм в кадетах воспитывается на многочисленных встречах с ветеранами Великой Отечественной войны и других войн.
И в мирной жизни пригодится!
По мнению многих наших соотечественников, в кадетской школе дают начальное образование для будущих военных и исправляют непутевых подростков, следовательно, и уровень образования у здешних учащихся не такой высокий, как в общеобразовательных школах.
Сергей Корнилов с этим в корне не согласен. Для исправления непутевых существуют другие учебные заведения, да и с тройками в кадетскую школу не попасть.
— Ведь нам надо воспитать не только сильных спортсменов, которые умеют маршировать, а умных, подготовленных, образованных, которые могли бы поступить, например, в Рязанское военно-десантное училище или в любое другое высшее учебное заведение, — говорит директор кадетской школы-интерната. Наша цель на сегодня — это повысить уровень образования, и мы это сделаем.
Плюсы кадетского образования заключаются в том, что получаются люди, готовые к жизни.
— Обычный ребенок, попадая в экстремальную ситуацию, не знает как себя вести. А наши кадеты за годы учебы подготовлены к выполнению многих важных задач, — объясняет Сергей Корнилов. — Они отличаются самостоятельностью в выборе решений, они выработали в себе характер. Они могут принимать решения сами. Это взрослые люди. Они дети, но уже взрослые.
Здесь учатся и девочки
Всего на данный момент в школе 565 учеников, из них 110 девочек. Они учатся по той же программе вместе с мальчишками.
—В нашу школу идут девочки прямо с пятого класса, которые живут очень далеко, из хорошо обеспеченных благополучных семей, с хорошими оценками. В этом случае понимаешь, что выбор кадетской школы у девочек более осознанный, чем у мальчиков. Мальчишки не всегда задумываются, что их ждет. Девочки более осознанные, упертые. На вопрос, почему именно сюда пришли, многие отвечают: для поступления в академию МВД, в военно-медицинскую академию, в МЧС, в силовые структуры. Есть и такие, которые хотят потом служить в армии, — сказал директор кадетской школы-интерната.
Самые лучшие вузы страны
Выпускникам кадетской школы открыты двери самых известных военных вузов России. Школа сотрудничает с Рязанским высшим военно-десантным командным училищем имени генерала армии В. Ф. Маргелова и другими известными высшими учебными заведениями. Это Михайловская военная артиллерийская академия в Санкт-Петрбурге, Ивановская пожарно-спасательная академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Голицынский пограничный институт ФСБ РФ, Новосибирское высшее военное командное училище, Саратовский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел РФ.
—На прошлой неделе к нам приезжали представители ФСБ с предложением с пятого класса открывать пограничные классы. Посмотрим, подумаем, может быть, откроем. Мы давно сотрудничаем со структурами МВД, с ветеранскими организациями МВД. Хотелось бы сотрудничать с академией МВД, но это пока в планах, — говорит Сергей Корнилов.
Родители и дети довольны
Саша Урутин поступил в пятый класс кадетской школы в прошлом году. До этого мальчик учился в лицее № 40. Теперь он шестиклассник.
— В эту школу сын просился три года, — рассказала его мама Марина Николаевна. — Мы очень переживали, что здесь будет своеобразная «дедовщина». Но ничего плохого мы не почувствовали. Теперь ребенок счастлив. Все специальные военные занятия и беседы о патриотизме ему очень нравятся. Мы живем в Верхних Печерах. Я посмотрела все маршруты, ребенок у меня очень организованный и может доехать в любое место. Но он выбрал проживание в интернате. Ему очень хочется быть здесь целый день с друзьями. «Пусть даже не будет компьютера, зато будут друзья, с которыми я буду играть в шахматы», — сказал он. Наша семья не против, чтобы он пошел в военное училище, но чтобы там была научная составляющая, связанная с физикой, потому что папа — физик.
О своем сыне рассказал и Алексей Владимирович Куликин:
— Андрей учится в кадетской школе с восьмого класса. Сейчас поступил в десятый. Он хочет быть военным. Загорелся этой мечтой с шестого класса, а носить военную форму еще в детстве очень хотел. Мы живем на Автозаводе, сын сначала учился в школе № 5, учился хорошо. У него было время до восьмого класса, чтобы все обдумать. Это его осознанный выбор. Сын считает, что военная карьера — это его призвание. При поступлении сюда смотрели аттестат, чтобы он был с хорошими оценками. Была проверка физического состояния — проходили медицинскую комиссию, как в космонавты. Все ребята в классе сдружились. Теперь это одна большая семья. Плюс, что в школе есть воспитатель — боевой офицер Алексей Владимирович Горшков, прошедший Чечню, имеющий орден Мужества, который подает пример. Пока думаем, куда будем поступать — в военное училище, академию МВД или академию связи в Санкт-Петербурге. Но то, что в силовые структуры, это да. Просьба от родителей к администрации города, чтобы помогали школе и дальше. Ребята выбрали цель и стремятся к ней. Им нужно помочь.
Многие родители отмечают, что на новом месте территория больше, но ее, конечно, нужно приводить в порядок. Все преобразования и улучшения только в начале пути. Но главное осталось неизменным — кадетов воспитывают так, чтобы из них выросли достойные граждане России.
Анна Родина
Фото Алексея Манянина и кадетской школы-интерната