День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

О науке и технике – простым языком

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/znanie-sila/o-nauke-i-tekhnike-prostym-yazykom#sigProGalleriae3979ca5f5
joomlamodniyportal.ru

Можно ли сделать батарейку из картофеля? Как соорудить из пластиковых стаканчиков телефон? Из чего состоит атомная станция или солнечная батарея? Как ориентироваться по звездам? Все это можно было узнать на прошедшей с 13 по 19 марта в Нижнем Новгороде Неделе высоких технологий и технопредпринимательства. Ее организаторами выступили такие наукоемкие и технологичные компании страны, как госкорпорация «Росатом», Фонд инфраструктурных и образовательных программ, госкорпорация «Роскосмос» и Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК). Поддержку им оказало Министерство образования и науки России.

Зачем проводилось данное мероприятие? Что было интересного и можно ли получить эти знания теперь? Обо всем по порядку.

Достижения – в массы

Как отмечают организаторы, основная задача VI Всероссийской школьной Недели высоких технологий и технопредпринимательства (НВТиТ) – это популяризация технических профессий, технологий и естественных наук.

Мероприятия Недели проходили во всех регионах страны. В Нижнем Новгороде коммуникативной площадкой образовательного проекта для школьников, их родителей, студентов и педагогов стал Информационный центр по атомной энергии Нижнего Новгорода.

– Мы проводим лекции, экскурсии, мастер-классы, интерактивные показы, – сообщила руководитель Информационного центра по атомной энергии Нижнего Новгорода Марина Баширова. – На сайте Недели можно поучаствовать в вебинарах. Все это сделано, чтобы учителя и школьники могли приобщиться к миру высоких технологий, узнать о них и, возможно, в будущем стать частью этого мира.

Информационный центр по атомной энергии Нижнего Новгорода (ИЦАЭ Нижнего Новгорода) – уникальная коммуникативная площадка для школьников, их родителей, студентов и педагогов.

По ее словам, во время Недели высоких технологий и технопредпринимательства лекции читают ученые, эксперты в различных областях знаний. Например, начальник радиационной службы безопасности НГТУ имени Р. Е. Алексеева Андрей Семененко рассказал о радиации вокруг нас. Профессор кафедры «Нанотехнологии и биотехнологии» Института физико-химических технологий и материаловедения Нижегородского государственного технического университета Илья Воротынцев – о профессии химика. Штурман дальнего плавания и популяризатор науки Павел Пушечников учил школьников ориентироваться по звездам и небесным светилам в море. Для ребят провели экскурсию по Нижегородскому планетарию имени Г. М. Гречко, побывали они в научных лабораториях НГТУ.

В рамках VI Всероссийской школьной Недели высоких технологий и технопредпринимательства состоялся показ актуального научного фильма «Страсти по частицам». Его авторы показали работу шести блестящих ученых над Большим адронным коллайдером и запуск самого крупного и дорогого эксперимента в истории планеты. После просмотра зрители смогли высказать свои впечатления и задать вопросы нижегородскому ученому-физику и популяризатору науки, научному сотруднику Института прикладной физики РАН Артему Коржиманову.

– Приглашенные нами эксперты доступным языком рассказывают школьникам принципиальные, стратегические для науки вещи, от которых будет зависеть будущее человечества. Это важно как для популяризации науки, так и для повышения образованности людей, – констатировала руководитель Информационного центра по атомной энергии Нижнего Новгорода.

Насколько вреден мобильник?

Открылась VI Всероссийская школьная Неделя высоких технологий и технопредпринимательства лекцией на очень актуальную тему о влиянии излучения мобильных телефонов.

По словам начальника отдела надзора по радиационной гигиене и физическим факторам управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Сергея Бачаева, в мире за последнее десятилетие было проведено несколько тысяч исследований влияния радиочастотных электромагнитных полей от мобильных устройств и сетевых элементов сотовой сети на человека. И работы зарубежных авторов позволили Всемирной организации здравоохранения внести электромагнитные поля во второй класс канцерогенности, связав их влияние с появлением опухоли мозга – миомы.

Это связано прежде всего с тем, что в момент вызова и приема звонка излучение радиоволн может превышать предельно допустимый уровень в несколько раз. Уровень излучения зависит в том числе от производителя и марки мобильного телефона, а также насколько далеко находится он от базовой станции радиосвязи. Чем дальше мобильный аппарат будет от базовой станции, тем мощнее уровень излучения от самого телефона, причем даже в режиме ожидания.

Как говорят специалисты, максимальный уровень излучения от включенного мобильного телефона будет тогда, когда он располагается вне зоны доступа базовой станции, во время режима поиска передатчик работает на максимальной мощности. Соответственно там, где мобильный телефон не принимает вызов, его лучше отключать.

Вред мобильного телефона состоит и в тепловом воздействии на пользователя. Когда человек долго разговаривает по мобильнику, аппарат нагревается и, кроме порции электромагнитного излучения, отдает совсем не полезное для организма тепло.

В связи с этим специалисты рекомендуют не пользоваться или ограничивать использование мобильных телефонов лицами до 18 лет.

– Особенно ощутимый вред приносит мобильник грудным детям и малышам, поэтому молодые мамы и беременные женщины должны пользоваться им как можно меньше, – отмечают специалисты.

Гарнитура в помощь

Где же лучше носить сотовый телефон? Оказывается, нужно избегать трех зон на теле: около головы, в районе сердца и репродуктивных органов.

Также специалисты советуют не держать аппарат возле уха более 20–30 минут в день. По их словам, чтобы снизить напряженность электромагнитного поля, нужно использовать проводную гарнитуру или хотя бы bluetooth-гарнитуру. Кроме того, при общении можно использовать громкую связь. Это увеличивает расстояние телефона от головы и уменьшает вредное воздействие на организм.

В то же время, как отмечает Сергей Бачаев, научной литературы, которая подтверждала бы неблагоприятное воздействие сотовых телефонов на организм, не имеется.

– Нужно разумно подходить к сотовой связи. Нельзя ехать в маршрутке и по часу рассказывать все, что случилось за неделю,говорит он.

Как дополнил своего коллегу другой эксперт мероприятия – ведущий научный сотрудник Института прикладной физики РАН, доктор физико-математических наук, профессор НГТУ имени Р. Е. Алексеева Вячеслав Вдовин, сейчас уже нельзя отказаться от мобильников, а в них опасны передатчики, и нам нужно с этой опасностью научиться жить.

Автомобили – тоже вредная штука. Сто лет назад при скоростях 20–40 км/час они давили массу прохожих и очень часто сталкивались. Только в 2016 году на дорогах России погибло 20 тысяч человек. Но ведь никто не призывает запрещать автомобили. Также не получится отказаться от мобильников. Перспективы – в создании малошумящих приемников (не нужно будет мощных передатчиков) и освоении более высокочастотных диапазонов, не проникающих вглубь организма, – сказал Вячеслав Вдовин.

Интерактив с дополненной реальностью

Значимой частью VI Всероссийской школьной Недели высоких технологий и технопредпринимательства стало открытие интерактивного пространства с дополненной реальностью, организованного в Информационном центре по атомной энергии Нижнего Новгорода. Красочная стена, при направлении на которую планшет помогает погрузиться в научный 3D-мир.

Организаторы показали участникам интерактивного действа, из чего состоит атомная станция, каков принцип работы АЭС.

Основные задачи ИЦАЭ – популяризация естественных и технических наук, инноваций, а также просвещение жителей региона в области современных ядерных технологий.

Напомним, атомная электростанция (АЭС) – комплекс технических сооружений, которые предназначены для выработки электрической энергии путем использования энергии, выделяемой при контролируемой ядерной реакции. В качестве распространенного топлива для атомных электростанций применяется уран. Реакция деления осуществляется в основном энергоблоке атомной электростанции – ядерном реакторе. Существуют парогенераторы, электрогенераторы, элементы системы пассивного отвода тепла, а также устройства для охлаждения воды – башенные градирни. Высокие башни АЭС создают тягу воздуха, которая необходима для эффективного охлаждения циркулирующей воды.

Как все это взаимодействует, можно было увидеть на виртуальной экскурсии по объектам атомной станции. Кроме того, организаторы рассказали и на планшете показали, где еще применяется атомная энергия. Участники интерактива смогли стать капитанами атомных ледоколов или подводных лодок, пилотами космических ракет.

– Такой метод подачи информации правильный. Здесь даже ученик начальных классов может сам собрать элементы атомной станции. Самое главное – он понимает, откуда берется энергия, – прокомментировал виртуальную экскурсию ректор Нижегородского государственного технического университета имени Р. Е. Алексеева Сергей Дмитриев, присутствовавший на мероприятии.

Позитивно оценили интерактив и менее подготовленные его участники.

– Экскурсия в 3D-формате позволяет лучше воспринимать информацию. Мне было очень интересно, – сказала участница, представившаяся Светланой.

Мероприятия продолжаются

– Неделя высоких технологий и технопредпринимательства – это только повод, чтобы привлечь внимание к тому, что мы делаем, – отмечает руководитель Информационного центра по атомной энергии Нижнего Новгорода.

По словам Марины Башировой, в центре постоянно, причем бесплатно, проводятся лекции, занятия, киносеансы, где эксперты объясняют простыми словами суть сложных вещей, популяризируя технику, науку и технологии. Например, существует программа по безопасному обращению с радиоактивными отходами в России. На мероприятиях, которые проводятся в различных форматах, можно узнать, что такое радиоактивные отходы, как они образуются, почему их необходимо грамотно утилизировать. Можно увидеть как реальные видеокадры хранилища радиоактивных отходов, так и модели будущего. Можно самостоятельно управлять виртуальным планетоходом и попробовать разгрузить контейнеры с отходами.

Сегодня сеть ИЦАЭ, учредителем которой является Институт проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук (ИБРАЭ РАН), успешно работает в 17 городах России и за рубежом.

Новая программа центра – «Горизонты атома». Посетителям объясняют, как радиационное излучение используется в различных отраслях: в медицине, сельском хозяйстве, космосе, археологии.

Путешествуя в мир атомной энергии, можно побывать на Луне и Солнце, в Антарктиде и тропиках, посмотреть на атомную станцию с высоты птичьего полета, самостоятельно собрать атомный реактор. Эксперты программы расскажут, как можно добывать энергию из океанской воды, насколько человечеству хватит топлива, как с помощью атомной энергии опресняют воду и сбивают с орбит астероиды…

Если вам интересна астрономия, можно записаться на лекцию по истории астрономии, совершить увлекательное путешествие по Солнечной системе, узнать о планетах-гигантах, поучаствовать в викторинах.

На мероприятиях, которые проходят в центре, школьников знакомят со сложными процессами и явлениями на простых бытовых примерах. К примеру, как сделать батарейку или реактор из картофеля или из пластиковых стаканчиков – телефон?

– Все это мы показываем детям с первого по пятый класс. Они настолько увлекаются, что забирают с собой домой уже раскрошенную картошку и все пластиковые стаканчики, – говорит Марина Баширова. – А дома пытаются повторить эксперимент… Информационный центр по атомной энергии был создан в Нижнем Новгороде еще шесть лет назад, чтобы рассеивать мифы об атомной отрасли, ведь в обществе до сих пор боятся слова радиация, хотя не знают, что это такое, – продолжает она. – Но потом мы поняли, что надо не только популяризировать мирный атом, но и рассказывать о новостях науки, техники и технологий. Сейчас мы практикуем различные формы работы. У нас проходят научные бои, научные фестивали. А в рамках Недели, 18 марта, прошла всероссийская образовательно-просветительская акция для старшеклассников «Лабораторка», которая продолжила традиции открытых «диктантов» теперь по естественно-научным областям знаний.

Подготовила Светлана Муратова
Фото Алексея Манянина и организаторов мероприятия

  • 021 (1185) 22.03.2017

Дата публикации

« Март 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Свежий номер

Свежий номер

023 (2000) 27.03.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru