День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Хорошо учат там, где платят, или хорошо платят там, где учат?

Родители хотят дать своему ребенку все самое лучшее. И это не только дорогие игрушки, но и престижное образование, которое также можно купить, определив чадо в частную школу. Но что лучше для ребенка — престижная школа или школа рядом с домом? Дают ли сегодня негосударственные школы и детские сады более современное и разнообразное образование без ущерба для обязательного школьного аттестата государственного образца и ЕГЭ? Каково качество обучения в частном секторе образования? Надо ли платить за образование? И сколько это стоит в Нижнем Новгороде? Эти и другие вопросы обсудили нижегородские специалисты.

Меньше процента

В этом учебном году в Нижнем Новгороде за парты сели около 112 тысяч школьников, из них только 952 ребенка учатся в частных школах. Это составляет 0,85% от общего числа учеников. И это неудивительно, ведь в городе официально работают только 8 платных школ и 8 детских садов.

— Сейчас на уровне департамента образования администрации города разрабатывается план мероприятий по оказанию содействия деятельности частных образовательных учреждений, — отметил начальник отдела общего образования департамента образования администрации Нижнего Новгорода Михаил Цветков. — Мы работаем с ними в тесном контакте. На сегодняшний день основная деятельность, которую мы осуществляем с частными учреждениями, заключается в консультировании по различным вопросам и оказании методической помощи.

Плюс индивидуальный подход

Первый и главный плюс частного образования — это индивидуальный подход к ребенку. Дети все разные: одни схватывают быстрее, другие медленнее, кто-то общителен, а кто-то замкнут. В частной школе почти всегда есть возможность уделять ребенку столько внимания, сколько требуется, ведь наполняемость классов здесь всего 12–14 человек. Составляя договор с родителями, школы обычно оговаривают максимальное количество учеников в классе.

— Надо задать себе вопрос: «Для кого создана частная школа?», — рассуждает директор частной школы имени С. В. Михалкова Руслан Кипятков. — Если ребенок успешный, здоровый, то он не уйдет в частную школу. В большей степени частное образование ориентировано на нестандартных детей — тех, кому в рамках бюджетной школы тесно или неуютно. Это дети одаренные. У нас проводится большая серьезная работа с такими детьми. Если десять лет назад частным школам было сложно выйти в большую жизнь, то сейчас мы активно соревнуемся с муниципальными школами и имеем победителей и призеров на всероссийской олимпиаде школьников. Другая категория детей — это трудные дети, которым неуютно в больших классах. Сейчас, когда рождаемость повысилась, бюджетные школы переполнены. Родитель в этом случае выбирает частную школу, где малая комплектация класса и есть возможность индивидуального подхода к каждому ребенку на полный учебный день.

Плюс полный учебный день

Кстати, полный учебный день, или полная занятость ребенка в течение всего дня, — это второй плюс частного образования. В бюджетных школах родителям надо думать, как занять ребенка после уроков. Выбор небольшой: бабушка, продленка или кружок.

— Частная школа отличается от бюджетной школы своими возможностями, разносторонней дополнительной внеурочной деятельностью, — продолжает Руслан Кипятков. — В условиях школы полного дня можно реализовать любую образовательную стратегию, которая будет интересна как ученику, так и его родителям. Это значит, что, давая общее классическое образование, школа во второй половине дня имеет неограниченные возможности дополнительного образования. Это не только предметное образование — углубленное изучение математики, обществознания, права, истории, физики, химии, но и творчество.

Так, частная школа имени С. В. Михалкова предоставляет большой спектр услуг дополнительного образования. Каждый год этот спектр услуг расширяется. Приоритет — классическое дополнительное образование.

Для гармоничного развития личности нужны занятия спортом, поэтому к трем урокам физкультуры добавляется дополнительный спортивный час, в это время дети вместе с учителем на свежем воздухе отрабатывают игровые навыки. Максимально используются спортивные площадки — футбольное поле, баскетбольно-волейбольная площадка. Работают всевозможные спортивные секции — карате, йога, мини-футбол, баскетбол, настольный теннис.

Помимо спортивного развития нужно и эстетическое развитие. Это система бальных танцев, индивидуальные занятия музыкой — фортепьяно, гитара. Это вокально-хоровая студия. Преподаются основы театрального искусства — миниатюры, специальные упражнения.

Логическое развитие детей — это шахматы.

Плюс развитие многогранной личности

— Общее образование системно и структурировано для нужд большого количества детей. Частное образование может себе позволить индивидуальный подход не на бумаге, а на деле. Девиз нашей школы — «Да здравствует каждый!», — говорит директор школы имени М. В. Ломоносова Галина Клочкова. — Если по привычке сводить результат работы к цифрам ЕГЭ, то он у нас стабильно выше, чем средний по области. Мы развиваем у детей те способности, которые требуются для достижения успеха. Кому-то, например, уроки оригами помогают больше понять геометрию. Наличие в обязательной программе школы изобразительного искусства, музыки, бальных танцев и программы международного бакалавриата — это возможность развить основные таланты ребенка.

Частная школа имени М. В. Ломоносова — это международная школа полного дня, в которой созданы условия для получения начального, основного общего и полного среднего образования. Школа реализует образовательные программы по всем предметам базового учебного плана в соответствии с принятыми государственными образовательными стандартами. Деятельность школы соответствует основным направлениям модернизации российского среднего образования и ведущим международным образовательным трендам.

— В нашей школе мы работаем над теми качествами характера, которые последовательно формируют по-настоящему образованного человека: мыслящего, неравнодушного, интересующегося, доброго и ответственного, — рассказывает Клочкова. — Ребенок в нашей школе живет и взрослеет. Накопление даже значительной суммы знаний не всегда приводит к качественным изменениям, к сожалению. В личности и в судьбе особенно. Требуется много труда. Мы мечтаем, чтобы наши дети были счастливы, даже если видим их жизнь по-своему. Мы точно знаем, что она не будет легкой, поэтому необходимо научить будущего взрослого не бояться ошибок, смело идти вперед, если трудно, стараться изменять жизнь к лучшему. Как оценить результат? Есть много способов и критериев оценки. В нашей школе итогом года является большой отчет для родителей, где оценки по учебным предметам занимают лишь малую часть, остальные страницы связаны с описанием тех важных изменений, которые день за днем фиксируются в течение учебного года в личном портфолио ученика и в наблюдениях учителей. Внимательные родители видят, как меняется эмоциональный настрой ребенка, структура его интеллекта, даже моторика — он становится более открытым, мобильным, физически выносливым.

Плюс детский сад при школе

Среди плюсов частного образования можно назвать и наличие детских садов при школах. Так, при школе имени Михалкова работает детский сад, где используются уникальные методики подготовки детей к школе и развития. С трех лет детей учат английскому языку. Педагоги начальной школы ведут развивающие занятия со средней группой. В подготовительной группе спектр предметов расширяется: это математика, чтение, постановка письма, английский язык, развивающие занятия с психологом и логопедом. Большая часть выпускников детского сада переходит в школу Михалкова.

— В детском саду четыре группы — от трех до семи лет. Дети находятся в детском саду с 8 до 18 часов, — рассказывает Руслан Кипятков. — У нас лицензированный медицинский кабинет. Свой штатный медицинский работник с правом проведения вакцинации. Раз в три года проводится комплексное обследование детей специалистами из Центра педиатрии, которые дают полный анализ здоровья детей.

Одна из сильных составляющих школы Михалкова — логопедия как сопровождение образовательного процесса. Она идет с детского сада с переходом на начальную школу. Используются различные формы и технологии. В этом году впервые используется форма логоритмики. Это групповое занятие с элементами физкультминуток на развитие и становление речи и мышления ребенка.

Плюс много специалистов и игрушек

— Родители называют разные причины, отдавая предпочтение частному детскому саду, — рассказывает директор негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Фабрика будущих отличников» Юлия Шибаева. — Самая простая из этих причин — отсутствие места в муниципальном детском садике, но эта причина, к счастью, немногочисленна в последнее время, ведь муниципальная очередь быстро уменьшается. Но есть и другие причины выбора частных детских садов. Хорошо, когда группы в детском саду немногочисленны и распределены строго по возрасту детей. Хорошо, когда за группой, предположим, из десяти ребятишек, постоянно закреплены три человека — воспитатель, помощник воспитателя и няня. Прибавим к ним несколько преподавателей с высшим образованием, которые, изучая характер, интересы и способности ребенка и консультируя родителей, вместе с родителями принимают решения, какие занятия необходимо провести в том или ином случае с каждым ребенком. Поведение детей изучает психолог, их речь — логопед, их здоровье — медицинский работник. И это касается не только умственного и психологического, но и физического развития. Сотрудники, количество которых сопоставимо с количеством детей, успевают уделить внимание каждому ребенку в нужном объеме.

Хорошо, когда вовремя и в нужном объеме доставляются книги, тетради, ручки, карандаши, пластилин, краски, материалы для поделок, развивающие игры и множество других наименований продукции для учебных и развивающих занятий. Все это возможно благодаря очень быстрому принятию решения о снабжении частного детского сада интересными и самыми современными материалами и благодаря мгновенному финансированию. Тот же самый принцип в частных детских садах применяется и в обеспечении детей развлекательными играми и игрушками, а также дорогостоящим игровым оборудованием, ведь нечасто можно увидеть в муниципальном детском саду, например, большой двухэтажный лабиринт. Он, к сожалению, не является стандартным оборудованием для государственных учреждений.

Хорошо, когда уделяется очень много внимания кружкам по интересам детей, и часто устраиваются интересные и красочные праздники (дни рождения, дни времени года, олимпиады) с участием собственных и приглашенных аниматоров. Все это создает особую позитивную атмосферу, очень похожую на домашнюю.

Плюс питание для «любимчиков»

А еще в частных детских садах еда очень вкусная и разнообразная. Часто с родителями обсуждаются вопросы качественного питания детей.

— На родительских собраниях при необходимости обсуждается и корректируется меню, — говорит директор «Фабрики будущих отличников» Юлия Шибаева.

— А у нас собственная кухня — питание вплоть до индивидуального меню. Мы можем накормить детей-аллергиков, а также тех, у кого безмолочная диета, и детей со строгими ограничениями определенных продуктов. Готовим качественно и вкусно, — рассказывает директор частного детского сада «Любимчики» Ирина Туманова.

Плюс результаты обучения

— На сегодняшний день в школе имени С. В. Михалкова обучается 184 ребенка, из них 44 ребенка дошкольного возраста, — рассказывает директор школы Руслан Кипятков. — За 23 года работы школы у нас было 12 выпусков, и из 150 выпускников всего семь золотых и девять серебряных медалистов. То есть фактически каждый десятый выпускник — медалист. Наши учащиеся — частые гости заключительных этапов всероссийской олимпиады школьников, а это самая статусная олимпиада. В этом году наша десятиклассница стала победителем регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, и совсем скоро она поедет в Волгоград на заключительный этап. Несколько лет подряд наши ребята становятся призерами межрегиональной олимпиады «Будущие исследователи — будущее науки», проводимой ННГУ имени Н. И. Лобачевского. Более половины наших выпускников поступают в вузы на бюджетные места, и это хороший показатель.

Галина Клочкова особо подчеркнула, что частная школа имени М. В. Ломоносова имеет право осуществлять обучение по программе Primary Years Programme в системе International Baccalaureate. Авторизация подтверждена сертификатом от 06.11.2014 года. Процесс авторизации программы Middle Years Programme (средней школы) Международного Бакалавриата (IB) — задача следующего учебного года (сейчас школа имеет статус кандидата). Авторизованные школы могут предлагать одну или все три академические программы — начальной школы (PYP), cредней (MYP) и дипломной (DP).

Какие плюсы это дает? Образовательная программа International Baccalaureate была создана в Швейцарии в конце 1960-х годов в качестве универсальной школьной программы с общим учебным планом, которая позволяла бы учебным заведениям одной страны считать образование, полученное в другой стране, эквивалентным национальному. По мере распространения программы IB Diploma (так называемый диплом IB, по сути — аттестат об окончании школы) стали признавать ведущие университеты мира. Сейчас в США, Канаде, Ирландии, Великобритании, Бельгии, Франции, Норвегии, Швеции и некоторых других странах абитуриентов с такими аттестатами принимают в университеты без вступительных экзаменов.

Главный минус в дороговизне

Конечно, для подавляющего большинства нижегородцев главный минус частного образования — в его стоимости.

Стоимость обучения ребенка в частной школе можно сравнить с ценой неплохой квартиры. Так, год обучения в школе им. С. В. Михалкова обойдется минимум в 313 тысяч рублей в год. Таким образом, затраты на 11-летний курс обучения составят (без учета возможного роста цен) — около 4 млн рублей.

За посещение частного детского сада придется тратить от 22 до 25 тысяч рублей в месяц. А еще раз в год необходимо заплатить взнос на развитие садика в размере 8 тысяч рублей.

КСТАТИ, напомним, что нижегородцы могут оформить налоговый вычет, если оплатили образование своих детей.

В сентябре 2014 года агентство «ИнтерРейтинг» выяснило, сколько стоит обучение в самых дорогих частных школах России. Предсказуемый результат — самая дорогая частная школа находится в Москве на Рублевке (названия и адреса школ в рейтинге не указываются). Там обучение одного ребенка в год стоит 1,2 млн рублей. Такая же сумма платится в качестве вступительного взноса.

На втором месте, также вполне ожидаемо, расположился Санкт-Петербург. Обучение по кембриджской системе в самой дорогой частной школе Северной столицы обходится родителям в 950 000 рублей в год.

В тройке лидеров оказалась Самара. Так как стоимость обучения варьируется от класса к классу, в рейтинге указана средняя цена за год328 800 рублей.

И, наконец, приволжская столица. В рейтинге указано, что в нашем городе самая дорогая частная школа берет за обучение в год 279 990 рублей. Но мы уже знаем, что год обучения в школе им. С. В. Михалкова стоит на 33 тысячи дороже.

За Нижним Новгородом идут Казань (270 000 рублей), Новосибирск (205 355 рублей), Воронеж (200 000 рублей), Екатеринбург и Иркутск (по 180 000 рублей).

Минус амбиции родителей

Еще один минусчастного образования состоит в том, что очень часто платные школы и детские сады превращаются в поле битвы родительских амбиций со здравым смыслом.

— Иногда родители, приводя ребенка знакомиться с нашим детским садом, сразу акцентируют внимание на том, что главное, о чем должны здесь заботиться, — это «сдувать пылинки» с их малыша, — говорит директор «Фабрики будущих отличников» Юлия Шибаева. — По их мнению, признаком того, что ребенку все нравится, являются его вечерние слезы расставания с доброй и хорошей воспитательницей. Но родители должны понимать, что добиться этого от ребенка можно относительно легко — надо лишь ни в чем ему не отказывать, потакать капризам и не утруждать ничем, кроме мультиков, игрушек и угощения. Взрослому опытному педагогу ничего не стоит привязать к себе ребенка. Родители должны знать, что, если детьми занимаются, то в конце дня они устают. Ведь это для них тоже своеобразная детская «работа». И они с удовольствием идут домой отдыхать, но завтра опять с удовольствием идут в детский сад.

Юлия Шибаева убеждена, что частный детский сад не должен превращаться в клуб, в котором главные действующие лица это не дети, а их богатые родители, которые могут позволить своему ребенку состоять в этом клубе. Некоторые частные детские сады безапелляционно позиционируют свое заведение в качестве так называемого «элитного». А ведь в очень многих муниципальных детских садах преподаватели ничуть не менее профессиональны, да и материальная база на высоте, особенно во вновь построенных детских садах.

— Частная школа вольна прислушиваться или не прислушиваться к изменениям программ, требований и стандартов, как это должна делать государственная школа, главное для частной школы — это заказ родителей. Родители учеников частной школы — это богатые люди, и они хотят вырастить себе замену. Они просят школу ориентироваться больше на экономическое направление. Мы же в государственной муниципальной школе вынуждены работать на все направления, — считает директор школы № 91 Игорь Богданов.

В итоге сумма плюсов и минусов

Что же все-таки лучше для детей — частная школа или государственная? Ответ на этот вопрос в каждой семье свой и зависит он от множества причин: дохода, амбиций и образования родителей, устремлений и способностей детей, общих планов на будущее.

Но жизнь показывает, что платное — не всегда самое лучшее. Например, в лицее № 40 традиционно сильна подготовка по физике и по математике, в лицее № 8 — по биологии и по химии, в гимназиях № 1, 53 — по иностранным языкам и так далее.

Некоторые родители предпочитают потратить деньги на хорошего репетитора и подготовить ребенка либо к поступлению в престижную гимназию или лицей, либо к вступительным экзаменам в вузе.

А ведь сейчас возможно и домашнее обучение…

Словом, вариантов множество, а итог один: главное, чтобы ваш ребенок получил прочные и нужные знания, чтобы обучение сделало его образованным человеком и развило в нем любопытство и желание учиться дальше или использовать полученные знания в любимой работе.

Анна Родина
Фото Алексея Манянина

  • 037 (982) 20.05.2015

Дата публикации

« Март 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Свежий номер

Свежий номер

023 (2000) 27.03.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru