День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Как повысить конкурентоспособность вузов?

Как показывает практика, система мониторинга вузов, которую ввело министерство образования и науки России несколько лет назад, заставляет вузы активно развиваться, подгонять себя под разработанные стандарты. А значит, внедряются новые программы, новые формы обучения. Вузы, которые не соответствуют современным требованиям, либо закрываются, либо реорганизуются.

Как сообщил заместитель и. о. министра образования регионального правительства Илья Коршунов, в 2014 году все государственные вузы Нижнего Новгорода и Нижегородской области прошли мониторинг деятельности вузов. Среди вузов негосударственных есть учебные заведения, которые по результатам мониторинга не соответствуют требуемым стандартам. Им разрешат доучить уже зачисленных студентов, но нового набора уже не будет.

Что касается нижегородских вузов, которые соответствуют стандартам обучения, то чем они отличаются от других российских? Известен ли Нижний Новгород на образовательной карте страны и мира, и как он выглядит? Об этом нам рассказали представители ведущих вузов города.

 Новые программы и направления

По словам ректора Нижегородского государственного педагогического университета Александра Федорова, этот вуз силен психолого-педагогическим направлением. По этой причине НГПУ стал пилотной площадкой министерства образования России для реформирования педагогического образования. В конкурсе на возможность реализации общероссийских проектов участвовало 98 высших учебных заведений страны, но только в 15 вузов России, в число которых попал и наш педуниверситет, будут внедряться новые программы и технологии. В частности, уже существует заказ на новую специальность, которую можно будет получить в НГПУ имени Минина — педагог-дефектолог.

— Апробация программы будет проходить в партнерстве с тремя отечественными и одним зарубежным вузом, — отметил Александр Федоров. — Учебная программа предусматривает не только стандартную образовательную форму, но также интерактив как со стороны учебных заведений, так и коррекционных школ.

Причем, интерактивное образование через интернет планируется активно внедрять и на других специальностях. Уже сейчас около 50 студентов обучаются таким образом. И в ближайшее время руководство педуниверситета будет отчитываться о прохождении первого этапа проекта.

— Цель, которую мы заявили, — это опережающее развитие, — объясняет Александр Федоров. — По этой причине, нижегородское педобразование является конкурентоспособным не только в стране, но и в мире. Так, в конце августа мы подписали с Китаем договор о сотрудничестве в рамках этой пилотной программы. И уже в ближайшее время к нам на практику приезжают китайские студенты.

В Нижегородском государственном лингвистическом университете сейчас студентам предлагают новые языковые направления. И если раньше, как утверждает ректор НГЛУ имени Н. А. Добролюбова Борис Жигалев, в основном, учащиеся были нацелены на изучение европейских языков, то в этом году бюджетные места выделены для изучения китайского и японского. Не исключено, что скоро студенты смогут изучать тайский язык, в настоящее время он преподается только в Санкт-Петербурге и Москве. Планируется активно развивать латиноамериканское направление.

Нижегородский институт управления, по словам заместителя директора Нижегородского филиала РАНХиГС Венеры Шехмаметьевой, с 1 сентября открыл кафедру муниципального управления. Кстати, ею руководит глава администрации города Олег Кондрашов. Кроме того, недавно в этом вузе введены факультеты по экономической и правовой безопасности.

Вуз плюс промышленность

По мнению проректора НГТУ имени Р. Е. Алексеева Николая Бабанова, особенность технического университета состоит в том, что имеется тесная связь между учебным заведением и промышленными предприятиями. В вузе существуют базовые кафедры крупных предприятий, в том числе и тех, которые являются холдингами и объединяют несколько заводов, расположенных в разных городах страны.

Кроме того, в вузе есть сетевое взаимодействие, то есть студенты могут учиться не только в Нижнем Новгороде, но и в других городах страны, где необходимое учащемуся направление «поставлено» наилучшим образом. Например, сейчас группа нижегородских студентов обучается в Ижевском государственном техническом университете, а их студентыв Нижнем Новгороде.

— Наш лозунг: «Образование через науку». Это означает, что инженеры должны быть хорошо подготовлены. И те из них, кто умеет творчески подходить к своему делу, оказываются востребованными уже на третьем курсе, а к пятому — все наши выпускники обязательно трудоустраиваются, — заявил Николай Бабанов.

Иностранцы как лакмусовая бумажка

Кстати, в НГТУ имени Алексеева учатся и иностранные студенты. Наличие студентов из зарубежных стран — это пусть и не стопроцентный, но все же показатель качества образования, которое дает вуз.

Наличие иностранных студентов показывает, что в наших вузах сочетание цены и качества образования привлекательнее, чем в других странах.

Сегодня наличием студентов из-за рубежа могут похвастаться ННГУ имени Лобачевского, НГТУ имени Алексеева, НГЛУ имени Добролюбова, НижГМА, Нижегородская консерватория…

 

Продвижение в рейтинге

Наиболее заметным в Нижнем Новгороде вузом по качеству образования является ННГУ имени Н. И. Лобачевского. Он один из 15 вузов России, который в 2013 году стал победителем конкурса по конкурентоспособности, проводимом федеральным министерством образования. Вошел ННГУ имени Н. И. Лобачевского и в мировой рейтинг, где занимает 701 строчку.

— Всего в мире, по данным ЮНЕСКО, 20 000 вузов, 850 из них ведущих, — сказал проректор ННГУ имени Н. И. Лобачевского Никита Авралев. — С 2013 года ННГУ занимает 701-ю строчку в международном рейтинге, а за последний год наша академическая репутация еще более возросла. Увеличилось количество иностранных преподавателей и студентов, цитируемость, опрос экспертов по всему миру. Наша задача к 2020 году войти в топ-200 ведущих мировых вузов и занять там 150 строчку.

Для этого, по словам проректора ННГУ, необходимо, чтобы в вузе многократно увеличилось количество иностранных студентов и преподавателей, число цитируемых статей в ведущих научных журналах мира. Что касается узнаваемости вуза, в университете имени Лобачевского большое внимание уделяют трем направлениям.

— Прежде всего, это развитие биомедицинских технологий, — говорит Никита Авралев. — Мы создаем большой биомедицинский кластер, здание практически достроено, думаю, что к 100-летию университета, которое будет отмечаться в 2016 году, оно откроется. Создан институт живых систем, который занимается биомедицинской тематикой, 5 мегагрантов из 7, полученных университетом, так или иначе связаны с данной темой. Она в будущем станет основной для университета, в том числе по взаимодействию с коллегами из других вузов, а также Академией наук.

Второе направление, которым гордятся в ННГУ, — информационные технологии.

— Мы запустили суперкомпьютер — один из мощнейших в мире. Он будет использоваться в различных научных областях, прежде всего, в биомедицине. Однако он будет востребован и в других сферах деятельности, например, в физике и радиофизике, геологии и химии. Наш вуз по информационным технологиям признан одним из ведущих в Европе, — отметил проректор.

Кроме того, ННГУ тесно взаимодействует с Российской академией наук и готовит для них кадры. Основные направления — это физика и биомедицина, которым уделяется больше всего внимания.

— ННГУ назван примером образцового взаимодействия с Академией наук, — сообщил Никита Авралев. — Существует факультет, который готовит специалистов для Академии наук, вместе мы реализуем ряд мега-грантов, создано 10 совместных лабораторий с РАН. За счет всех конкурентоспособных преимуществ мы можем двигаться на международном рынке образования и науки.

Востребованность выпускников

Однако, как понять, насколько конкурентоспособны наши вузы на мировом уровне? С ННГУ имени Н. И. Лобачевского — понятно, они вошли в рейтинг ведущих мировых вузов, хотя и стоят не на первых местах. А как обстоит дело с другими вузами?

И как абитуриентам, решающим сегодня, куда поступать, оценить вуз с точки зрения качества образования, а значит, его роли в дальнейшей карьере?

— Если в рейтинг войдет опрос работодателей об уровне подготовки студентов, такой рейтинг будет стоить внимания. Иначе, кто платит, тот и заказывает музыку, потому что любой рейтинг не что иное, как бизнес, — констатировал Николай Бабанов. — Никаким рейтингом нельзя измерить конкурентоспособность вуза, поскольку рейтинг — это лишь набор 5–6 показателей, а жизнь многограннее их.

И без всяких рейтингов о качестве подготовки специалистов говорит, например, такой показатель, как дальнейшее трудоустройство выпускников того или иного вуза — по специальности, естественно.

Как показывает практика, выпускники таких нижегородских вузов, как НГТУ, ННГУ, НГЛУ, НижГМА давно востребованы на рынке труда.

Как отметил и. о. министра образования регионального правительстваИлья Коршунов, люди ждут от образования успешности. Сейчас одним из показателей рейтинга вузов стали зарплаты выпускников, которые они получают через год после окончания вуза. И вот по этому критерию нижегородские вузы нисколько не проигрывают другим российским университетам, поскольку наши выпускники трудоустраиваются на хорошую зарплату.

Кроме того, по оценке нижегородского минобразования, трудоустраиваются 97 процентов выпускников наших вузов.

Подготовила Дарья Березкина
Фото из интернета

  • 78 (918) 01.10.2014

Дата публикации

« Март 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Свежий номер

Свежий номер

023 (2000) 27.03.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru