ДНК – это молекула, в которой содержится генетическая информация. А еще ДНК можно расшифровать как Дом научной коллаборации имени П. К. Анохина. Это центр дополнительного образования школьников по естественно-научному направлению, созданный на базе ПИМУ. Здесь ученики 5–9-х классов знакомятся с медицинскими специальностями, и многие из них потом приходят в университет, чтобы получить профессию.
Примерить медицинскую профессию
Цель мероприятий, которые проводятся для учащихся в ДНК-центре, – профессиональная ориентация и развитие интереса к научно-исследовательской и познавательной деятельности.
– В Доме научной коллаборации ученики начиная с 5-го класса могут на практических занятиях познакомиться с особенностями медицинских профессий, окунуться в такие предметные области, как химия, фармация, биология, – рассказывает директор центра «Дом научной коллаборации им. П. К. Анохина» Ольга Кондрашина. – Более того, под руководством педагогов нашего университета школьники пишут и представляют на конференциях свои первые научные работы. Это способствует профессиональной ориентации и повышению интереса к научной карьере.
Фармацевт или врач-бактериолог?
Одно из увлекательных научно-практических мероприятий в центре ДНК прошло в декабре. Здесь состоялся «День в Доме научной коллаборации» – для учеников 9-х классов, увлеченных физикой и химией. Преподаватели Приволжского исследовательского медицинского университета провели несколько мастер-классов для 60 школьников нижегородских школ. А ребята смогли примерить на себя несколько медицинских профессий.
На мастер-классе «Введение в микробиологию» они познакомились с работой врача-бактериолога. Подростки самостоятельно провели опыт по определению источника бактериальной инфекции, выполнили окраску зубного налета по Граму, а потом оценили результаты с использованием иммерсионного микроскопа. На мастер-классе по химии ребята проводили химические эксперименты и на практике изучали свойства различных веществ. А мастер-класс «Фармация» познакомил школьников с профессией фармацевта. Практика обязательна: учащиеся собственными руками изготовили лекарственный порошок – классический аптечный «Антигриппин».
– Меня привлекает биология, – рассказал участник мероприятия Даниил Романенко. – Больше всего понравился мастер-класс по микробиологии, на нем мы провели окраску бактерий по Граму. Я теперь всерьез задумался о профессии бактериолога.
Медицинский лекторий
Важная часть профориентационных мероприятий ДНК-центра – это выездной историко-медицинский лекторий для школьников «Медицинский Нижний». Это цикл интерактивных лекций об истории медицины и медицинского образования в Нижнем Новгороде и Нижегородской области. Лекторий проводится с начала 2024 года по заявкам школ и колледжей. Его участниками уже стали более 500 ребят. На лекциях преподаватели ПИМУ не только рассказывают о вузе, его истории и престиже здесь учиться, выдающихся деятелях и направлениях, по которым сейчас можно получить образование, но и делятся личными историями выбора профессии.
– Профессия врача – это призвание, а не просто работа, – рассказала на встрече с учениками школы № 84 ассистент кафедры факультетской и поликлинической терапии им. М. И. Гефтера Елена Кузякина. – Врач – это не просто лечебник, но и психолог, и друг, и порой даже священник. Из-за досадной случайности – опоздания – мне пришлось выбрать не ту специальность, которую я изначально планировала. Но все сложилось так, как нужно. Я выбрала кардиологию и не жалею об этом
Елена Кузякина рассказала и о том, что учиться в ПИМУ достаточно сложно, но, безусловно, интересно. Истории из студенческой жизни, а потом и из врачебной практики врача-кардиолога очень вдохновили ребят.
Десятилетие науки и технологий
Деятельность ДНК центра более чем актуальна, ведь с 2022 по 2031 год в нашей стране по инициативе президента РФ Владимира Путина проходит Десятилетие науки и технологий. Цели этого масштабного мероприятия – популяризация знаний о достижениях российской науки и привлечение молодых людей в сферу науки и технологий. В рамках десятилетия проводится комплекс инициатив, направленных на укрепление роли науки в жизни страны.
– Чтобы сформировать научный подход, интерес к науке в ребенке, требуется много времени. Именно поэтому ДНК-центр и ПИМУ проводят лекции, мастер-классы, фестивали с школьниками начиная с 5-го класса, – говорит Ольга Кондрашина. – Центр работает с 2020 года, и мы уже можем сказать, что около 70% школьников, которые приходят к нам на регулярные занятия, затем поступают в ПИМУ, чтобы стать врачами и исследователями.
Елена Крюкова
Фото АНО «Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области»
Справка
Дом научной коллаборации имени П. К. Анохина (ДНК-центр) был открыт в 2020 году при ПИМУ в рамках национального проекта «Образование» «Успех каждого ребенка». На его образовательных программах обучаются дети в возрасте от 10 до 18 лет в рамках направлений «Детский университет» и «Малая академия». Также центр проводит массовые просветительские мероприятия для детей и подростков от 7 до 18 лет. Ежегодно образовательные программы проходят более 500 человек, а в массовых мероприятиях участвуют около 3000 человек. Всего с момента открытия центра в его мероприятиях приняли участие более 11 000 юных нижегородцев. Программы и мероприятия центра проводятся бесплатно.