Более двадцати лет в Москве в Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ (Московский инженерно-физический институт) в конце зимы традиционно собираются самые передовые, талантливые и творчески мыслящие школьники со всей России.
Среди 649 участников этого года имеется и достаточно представительная команда нижегородцев и школьников из Нижегородской области. Вот об этих «будущих светилах науки XXI века», как называют ребят полушутя-полусерьезно, а также о самых ярких проектах мы сегодня и расскажем.
О конкурсе
«Умники и умницы», приехавшие со всех уголков нашей страны – от Мурманска до Сочи, от Калининграда до Красноярска, – участвуют во всероссийском конкурсе научных работ под названием «Юниор».
В этом году проекты и исследования участников «Юниора» заняли несколько самых больших помещений университета: в столовых, конференц-залах, библиотеках и читальных залах ребята разместили свои макеты и плакаты.
Все работы представлены в двух направлениях: инженерные науки (математика, физика и астрономия, информатика, робототехника) и естественные (биология и зоология, химия). «Юниор» входит в перечень олимпиад школьников, поэтому его победители и призеры смогут получить весомые льготы при поступлении в престижнейшие вузы страны, даже в те, где конкурс доходит до пятнадцати-двадцати человек на место. Кроме того, из числа победителей «Юниора» жюри выбирает наиболее достойные работы и рекомендуют их авторов к участию в международном смотре научного и инженерного творчества школьников, который ежегодно проводится в мае в США.
Но сначала нужно пройти первый, отборочный этап: с ноября по январь ребята присылают тезисы своих работ, выполненных под руководством школьных учителей, руководителей кружков или преподавателей вузов. Жюри выбирает лучшие из работ и приглашает их авторов на очный тур в МИФИ – один из главных вузов страны.
В составе жюри – педагоги ведущих российских университетов и институтов, ученые Российской академии наук, Московского государственного университета. В этом году работы ребят оценивали и преподаватели нашего НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Всего на суд жюри на «Юниоре-2020» талантливые мальчишки и девчонки представили 573 проекта.
Разработки для людей
Девятиклассник Константин Романов почти полгода проводил опыты и изучал на прочностные характеристики бумагу формата А4. Даже изобрел специальную установку для этого!
– Мой проект доказывает, что эта бумага, которая наиболее часто используется во всех офисах и учреждениях, чрезвычайно прочна, – говорит Константин. – Я предлагаю не выбрасывать ее и не сжигать, а изготавливать из нее мебель. Например, уже сделаны кресло и диван из этой бумаги. И мои исследования доказывают: имеется новый источник сырья – дешевый и простой.
Ребята из московского лицея № 1511 Вадим Ховрин и Никита Стешов почти год работали над уникальной программой реабилитации для людей, перенесших инсульт. Официально она называется «Психоэмоциональный тренажер для людей, перенесших инсульт». Реабилитация таких людей достаточно дорогая и в основном проводится при участии специалистов или родственников.
– Наша программа позволяет делать процедуры самому, без чьей-либо помощи, – рассказывают ребята. – В чем суть нашего изобретения? У людей, перенесших инсульт, парализована часть лица, и они теряют мышечные способности. Больной садится перед компьютером, в котором наша программа. Она распознает семь базовых эмоций человека. Компьютер просит больного показать ему ту или иную эмоцию, и человек демонстрирует эти эмоции. А компьютер оценивает, подсказывает и контролирует занятия. На экране есть видеопомощник. Такой реабилитацией можно с легкостью одному заниматься дома.
Следующий юный изобретатель – Павел Еремин из Челябинска. А его ноу-хау – автоматизированный комплекс для сортировки твердых отходов.
– Не так давно в Челябинске случился мусорный коллапс, и практически весь город был в мусоре, – отвечает Павел на наш вопрос об актуальности изобретения. – Вот я и решил соорудить такой автоматический комплекс. Он распознает и сортирует четыре вида мусора: пластик, бумагу, стекло и металл. И весь мусор распределяет по четырем контейнерам. И еще пятый контейнер имеется – для мусора, который комплекс не распознал. Тогда уже требуется помощь человека. Когда все автоматизировано, и это огромный плюс. С таким комплексом мусорного коллапса не будет не только в Челябинске, но и по всей России.
Тем временем по всем этажам ходят и демонстрируют свою инновацию курсанты московского лицея № 1770. Они изобрели специальную одежду для невидящих.
– По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире 39 миллионов слепых, – приводит данные статистики один из изобретателей Егор Мачнев. – В одежде находятся датчики, которые подсказывают незрячему о препятствиях на пути. Например, о столбе или заборе. Вся эта информация через наушники доносится до человека.
Еще одна проблема «на злобу дня» – это снюсы, табачные изделия, предназначенные для рассасывания. Старшеклассник из города Клина Никита Соленов представил исследование, доказывающее опасность снюсов.
– В своей работе я аргументированно показываю, в чем опасность этого сосательного табака, – говорит Никита. – Аспектов много, основные из них – это и бактериальные заболевания, и риски для зубов и ротовой полости, и множество химических элементов, опасных для жизни человека. Присутствующие на «Юниоре» школьные учителя подходили к Никите и открыто говорили: «Молодец, очень нужное и актуальное исследование. Можно мы познакомим с ним наших учеников?» Никита не возражал и с удовольствием раздавал распечатанные конспекты своего исследования.
– Если после моего изучения и расследования хоть несколько человек задумаются об опасности снюсов, я трудился не зря! – подытоживает Соленов.
Их ждут в любом вузе
Нижегородские «умники и умницы» тоже представили свои проекты. Ребята из Нижнего, Дзержинска, Сарова, Княгининского района участвовали во всех направлениях, они стали авторами более двадцати исследований. Например, в направлении «математика» школьники лицея № 3 города Сарова свое исследование посвятили численным методам нелинейного уравнения для потока излучения в приближении Стефана – Больцмана. А дзержинский одиннадцатиклассник Максим Волков представил «Исследование принципа работы прибора для подавления или заглушения связи». Анастасия Сатанова из нижегородской школы № 55 свою работу назвала «Отбор методов поведенческого фенотипирования для оценки когнитивных функций лабораторных животных». В общем, нижегородцы и тут впереди планеты всей – представляют сложные научные проекты!
– Ребята молодцы! – говорит профессор МИФИ, член оргкомитета конкурса «Юниор» Алексей Модяев. – Преимущество нашего конкурса – его демократизм: любой школьник может подать заявку и представить свой проект. И таких ребят, которые приезжают на «Юниор», хотели бы видеть с радостью все ведущие вузы нашей страны своими студентами и аспирантами!
Александр Алешин
Фото автора