День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Воспитатель – профессия души

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/znaj-nashikh/vospitatel-professiya-dushi#sigProGalleria8bf23fab3a
joomlamodniyportal.ru

27 сентября отмечали свой профессиональный праздник работники дошкольного образования. Эта дата появилась в российском календаре сравнительно недавно (праздник был учрежден в 2004 году). Основная его идея – привлечение внимание общества к работе детских садов и дошкольному воспитанию детей в целом.

Незаметный труд

Через детские садики проходит, пожалуй, большинство ребят нашей страны. О важности профессии воспитателя трудно спорить, хотя их ежедневный непростой труд до сих пор остается недооцененным. Результаты работы воспитателей не сразу становятся заметны – когда подростки добиваются более или менее значимых успехов, комплименты и поздравления обычно принимают педагоги школ, музыкальных или художественных студий, спортивных секций. При этом редко вспоминают о воспитателе, который когда-то держал малыша за руку, утешал в первой разлуке с мамой, терпеливо обучал самым простым вещам, откликался на все детские горести и радости и помогал сделать первые шажочки к будущим успехам.

О том, чем ценен и сложен труд воспитателя, мы поговорили с Надеждой Нестеровной Афанасьевой – педагогом высшей категории, воспитателем нижегородского детского сада № 83, которая отдала этой работе более 40 лет и ни разу не пожалела о сделанном когда-то выборе.

– Надежда Нестеровна, расскажите, как становятся воспитателем? Почему вы выбрали именно эту профессию?

– В детстве я хотела стать учителем начальной школы. Но сразу после восьмого класса решила за компанию с подружкой поступать в промышленно-экономический техникум – в те времена учиться там среди подростков было очень престижно. Мы сдали экзамены, и я поступила, а подружка по конкурсу не прошла. И тогда мы решили пойти на завод, чтобы зарабатывать себе на жизнь и скорее стать самостоятельными. Позднее я решила продолжать образование, но собралась учиться на педагога начальных классов, как хотела когда-то. Но как раз пришлом время отдавать дочку в садик, а его заведующая предложила мне устроиться туда на работу. Я поступила в педучилище на отделение дошкольной педагогики и одновременно начала работать. 7 сентября 1977 года я впервые пришла на работу в детский сад. С того дня так и иду по этой стезе.

Был ли в вашей жизни педагог, с которого вы брали пример, путеводная звезда в этой работе?

– Нет, кумиров я себе никогда не создавала. Методы и приемы, которыми я пользуюсь, всегда рождались спонтанно, в повседневном общении с малышами. Чем дольше работаю, тем чаще думаю, что как таковой науки «педагогика», наверное, просто нет. Каждый ребенок индивидуален, и к нему нужно найти особенный подход, придумать для него свою «педагогику». А то, чему нас учили в педучилище, иногда просто невозможно применить. Я иду от своего опыта и от того, что подсказывает сердце – наверное, это и есть творческий подход к профессии?

– Что вас радует в вашей работе больше всего?

– Радостно, когда приходишь утром на работу, а ребята бегут к тебе навстречу, обнимают, делятся своими новостями. Когда вижу, как они растут и меняются: еще недавно пришли малыши-несмысленыши, а вот уже так многому научились!

Ну а выпускные праздники, когда приходится прощаться с ребятами, – это самые трудные и радостные моменты одновременно. Радуюсь и горжусь, что вот они, мои воспитанники, – такие повзрослевшие и поумневшие, но за четыре года работы к детям так привязываюсь, что их всегда больно от себя отпускать.

Я помню всех своих ребят, которых выпустила из детского сада за четыре года работы, и часто думаю о них: вот эти у меня сейчас на третьем курсе – довольны ли они своим выбором профессии? А эти оканчивают 11-й класс – куда теперь будут поступать? Те, что помладше, в восьмом – скоро им определяться, идти в десятый или поступать в колледжи. А ребята, кого совсем недавно, кажется, провожала, уже оканчивают начальную школу… время пролетает очень быстро.

– А есть ли что-то, что не перестает удивлять?

– Как быстро растут и развиваются дети. И как меняются – нынешние уже совсем другие, не те, что были раньше. Особенно поражает интеллектуальное развитие современных детей. Если раньше, когда я начинала работать, к семи годам умели бегло читать лишь немногие дети, то сейчас уже в средней группе они практически все хорошо читают. И так здорово разбираются в технике, часто и мне подсказывают, какую кнопку нужно нажать, чтобы запустить презентацию, как скачать нужные для занятия фотографии или картинки.

– Что самое сложное в работе воспитателя?

– Сложно работать, когда формируются большие группы детей. Сейчас они переполнены – набирают около 30 человек. Для малышей это все-таки слишком много – и им непросто, и воспитателям тяжело. В этих условиях трудно уделить каждому ребенку столько внимания, сколько хотелось бы.

Еще стало труднее в последние годы находить общий язык с родителями. Мне очень жаль, что мамы и папы зачастую вынуждены так много и напряженно работать, чтобы прокормить семью, что на общение с детьми сил остается совсем немного! Ну и, конечно, есть проблема недооцененности нашей профессии в современном обществе, из-за чего не все родители готовы прислушиваться к нашему мнению. Хочется порой и посоветовать, и что-то подсказать – ведь мы видим их детей каждый день, в детском саду малыши, пожалуй, проводят больше времени, чем дома.

Был еще непростой период, когда вернулась на работу после серьезной болезни. Было много сомнений, смогу ли работать, как раньше, справлюсь ли? Не хотелось подводить ни деток, ни их родителей, ни коллектив, то и дело уходя на больничный. Но начала снова работать, а потом замечаю, что хожу по врачам все меньше, а чувствую себя все лучше и лучше! Все-таки непосредственный ежедневный контакт с детьми дает силы, отвлекаешься и забываешь о своих недугах.

– Чем вы в своей работе гордитесь?

Каких-то громких званий и выдающихся достижений у меня нет. Почетных грамот и благодарственных писем, правда, много. Как педагог имею высшую категорию – получила ее 15 лет назад, с тех пор регулярно подтверждаю. Вот и все мои официальные заслуги.

Так что больше всего я горжусь достижениями своих выпускников. Может, в этом и нет моей особенной заслуги, но, думаю, основы все-таки закладываются здесь, в стенах детского сада. Просто это такой отложенный результат наших усилий, нашей, пусть и малозаметной, работы.

– Что вызывает у вас наибольшее удовлетворение?

– Пожалуй, я его чувствую, когда мои выпускники приходят меня навестить, поздравляют с праздниками. Просто проходя мимо детского сада и увидев меня с детьми на площадке, останавливаются и окликают, здороваются, что-то рассказывают.

Еще – когда слышу слова благодарности родителей или думаю о том, что я ведь уже воспитываю поколение детей своих бывших воспитанников! Ребята, которые когда-то ходили ко мне в группу, став родителями, приводят ко мне своих малышей. Наверное, это говорит о том, что я совсем неплохой воспитатель! Все это – та самая отдача, которую я вижу, и считаю, что ради таких моментов стоит работать воспитателем.

Могу сказать, что никогда не жалела о своем выборе профессии. Мне все так же хочется приходить в свою группу. Каждый день думаю, с чем я встречу сегодня своих малышей. Хочется чем-то их обрадовать или удивить, принести и рассказать что-то новенькое.

Совсем скоро мне исполнится 69 лет, но желание работать у меня не иссякло, и, если Бог даст здоровье и силы, я еще поработаю.

Беседовала Ольга Маркичева.

Фото из архива Н. Н. Афанасьевой

  • 079 (1589) 30.09.2020

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru