Солистку Нижегородского театра оперы и балета им. Пушкина Татьяну Гарькушову нижегородцы хорошо знают и любят. Больше двадцати лет Татьяна Юрьевна блистает на сцене нашей оперы. Главная награда, по словам артистки, которую она получила в жизни (а у нее их немало), – премия Нижнего Новгорода!
Четыре диплома с отличием
О другом жизненном призвании маленькая Таня даже не думала. Папа Юрий Николаевич и мама Людмила Ивановна были замечательными оперными исполнителями. Отец после окончания Московской консерватории пел в Новосибирском оперном театре, потом в Саратовском. В Саратове и познакомился с будущей женой, выпускницей консерватории. Семейная пара трудилась в театрах Екатеринбурга и Нальчика. Пока не обосновалась в Горьком.
– Я с детства знала, что свяжу свою жизнь с музыкой, – рассказывает Татьяна. – Сначала отец отвел меня в седьмую музыкальную школу. Я училась игре на фортепиано. Музыкальное училище (фортепианный факультет), потом – Нижегородская консерватория по специальности фортепиано. Через несколько лет – та же консерватория, но уже вокальный факультет. И все четыре диплома – с отличием.
– Почему не сразу стали заниматься вокалом? – спросили мы.
– По материнской линии у меня в роду были поволжские немцы. Наверно, отсюда и дисциплинированность, и ответственность, и работоспособность. Я заранее всюду прихожу, все быстро выучиваю, серьезно готовлюсь. Мне приходилось много работать. Был период, когда я училась на дневном отделении в консерватории и работала на двух работах, – вспоминает Гарькушова.
Родители были против карьеры певицы для дочери. Отец говорил, что пение – это горький и ненадежный хлеб. Предупреждал: голос порой пропадает, порою не звучит и так далее. Но педагоги консерватории и музыкальные специалисты, с которыми общалась наша героиня, намекали и уговаривали ее сменить профиль и запеть: «У вас прекрасный голос, и внешность сценическая, и трудолюбие фантастическое!» Татьяна согласилась. И уже двадцать два года служит на радость поклонникам оперного искусства в Нижегородском театре оперы и балета. А отец ходил на спектакли дочери, слушал ее, давал профессиональные советы и гордился успехами.
В Нижний, на Гарькушову
Пятьдесят три партии в лучших спектаклях нашего оперного театра. Любимые роли – Любаша в «Царской невесте», Кармен, Княгиня в «Русалочке» и «Чародейке» и, конечно, Амнерис в «Аиде». Домашние Гарькушовой знают: в день спектакля к певице лучше не подходить, она полностью погружена в предстоящее действо. В этот день ее не тревожат, лишних вопросов не задают. Певице нужно хорошо выспаться, затем повторить партию, легкий обед – и в театр. Гарькушову невозможно представить входящей в театр и рассказывающей коллегам анекдот.
– Нет, перед спектаклем концентрация колоссальная, – говорит наша героиня. – Полностью погружена в роль, все мысли о музыкальном материале и тексте.
Много лет на Гарькушову ходит свой зритель. Некоторые поклонники специально приезжают из Москвы, Владимира, Казани.
– Дарят невероятные букеты, иногда огромные корзины. А в них кроме цветов – шоколадка. Это трогательно и очень приятно, – улыбается певица.
Татьяна Юрьевна всегда в хорошем настроении:
– Меня так воспитали: если даже у тебя жизни неприятности, ты никому не должна это показывать. Никого не нужно отягощать своими проблемами и жаловаться.
Развенчание мифов
Вокруг профессии оперной певицы существует множество стереотипов. Солистам оперы якобы противопоказано мороженое.
– Нет, я позволяю себе мороженое в длинные новогодние праздники или летом, когда нет спектаклей, – говорит Татьяна. – А вот семечки, орехи, подсолнечное масло категорически нельзя из-за голоса. Так же как и алкоголь. На Новый год – бокал шампанского, и все! Как говорится, хочешь звучать – будешь себя беречь.
Считается, что оперная певица непременно должна быть в теле. Для голоса.
– Излишняя полнота, как каждому человеку, мешает, но и совсем худой быть нельзя, – считает наша героиня. – Певица должна быть с определенными формами.
А поет ли Татьяна дома, на семейных праздниках или застольях?
– Нет, почти никогда. Во мне так много музыки, что хочется отдохнуть. Правда, иногда бывают какие-то приемы или встречи. Просят спеть. Я не отказываю: люди хотят тебя услышать, а мы в конце концов работаем для зрителя!
Пела на лучших сценах
С 2009 года Татьяна Гарькушова преподает в Нижегородской консерватории на кафедре сольного пения. На третьем курсе учится ее дочь Дарья. Никаких поблажек Татьяна не делает. Наоборот, относится чуть строже, чем к другим студентам.
– Я к ней очень требовательна, потому что прекрасно знаю ее возможности и на что она способна, – говорит Татьяна Юрьевна.
На прощание мы задали вопрос, который часто задают большим актерам нестоличных театров:
– Не жалеете, что остались в Нижнем?
– Нет, я рада, что связала свою жизнь с Нижним Новгородом и Нижегородским оперным театром. Это судьба, – признается Татьяна Юрьевна. – Я участвовала в восьми всероссийских проектах, пела на лучших сценах Москвы. Но поняла, что люблю всем сердцем наш город, нашего самого прекрасного зрителя и наш театр. Театр, в котором я спела лучшие партии мирового репертуара – 53 роли. А для любой певицы это и есть счастье!
Александр Алешин
Фото предоставлены Нижегородским театром оперы и балета им. Пушкина