День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Симбиоз современного искусства и краеведения

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/znaj-nashikh/simbioz-sovremennogo-iskusstva-i-kraevedeniya#sigProGalleria25656b7a3b
joomlamodniyportal.ru

Весной этого года выставка «Обратно домой», проходившая в здании бывшего музея нижегородской интеллигенции 15 сентября29 октября прошлого года, получила государственную премию в области современного искусства «Инновация» в номинации «Региональный проект года». Куратор выставки нижегородский художник Артем Филатов рассказал нам о том, что организаторы хотели донести до зрителей.

Как появилась «Обратно домой»

– В нашем городе есть объединение градозащитников, которым небезразлична судьба исторических зданий, в том числе и музей нижегородской интеллигенции, – начал рассказ Артем Филатов. – Один из них – Сергей Сипатов, градозащитник и экскурсовод, который тесно общался с директором музея Татьяной Николаевной Казанской. Когда она ушла из жизни, Сергей унаследовал ее идеи и стал заниматься этим кварталом: водил специальные экскурсии, презентовал идею сделать книгу об этом месте. Второй человек, который занимался этим кварталом, это Иван Богомолов, нижегородский краевед, который сейчас работает в Техническом музее на Большой Покровской улице. Он снимает фильмы о местах в Нижнем, которые связаны с именем Максима Горького. Один из нихо квартале нижегородской интеллигенции и самом музее.

А я в предшествующие выставке три года я занимался фестивалем уличного искусства «Новый Город: Древний». В рамках фестиваля мы собирали заявки от жителей исторической застройки, общались с ними, узнавали историю их дома, рода. И я подумал, что было бы хорошо взять какое-то конкретное пространство, у которого кризисная ситуация, и с помощью искусства попытаться понять, что же с ним происходит. Тогда в поле нашего зрения попал музей нижегородской интеллигенции, который был закрыт в 2014 году.

Закрыт он был по банальной причине: к тому времени Татьяна Казанцева уже умерла, и новое руководство музея встало перед выбором: либо закрывать музей и переезжать, либо делать текущей ремонт. Проект расширения улицы Максима Горького подразумевал перенос музея нижегородской интеллигенции на Щелоковский хутор. И руководство решило не тратить деньги. Здание находилось без электричества, без отопления, какое-то время даже без охраны и с текущей крышей.

Второй проблемой было то, что мало кто знал, что такое музей нижегородской интеллигенции – кстати, единственный в России, – и не понимал, что в нем вообще собрано. Этот музей существовал таким белым пятном на карте города, поэтому появилась мысль прийти в это пространство, начать работать с градозащитниками и краеведами, чтобы привнести в старые стены новую жизнь.

На голом энтузиазме

В основном на выставке были представлены нижегородские художники: Антон Мороков, Яков Хорев, Елена Лисица, Александр Лавров, Андрей Оленев, Андрей Дружаев, Наталья Викулина и Илья Будрайтскис. Еще был художник из Москвы Иван Новиков и художница из Талина Фло Касеару.

– Это был очень сложный проект, – признался Артем Филатов. – Эта выставка была полностью сделана на средства самих художников, поэтому главным было доверие друг к другу. Очень важно, что нижегородские участники хорошо знали об историческом центре и его проблемах, а подход приглашенных художников был очень близок нашим взглядам на старый город.

Целый месяц организаторы выставки убирались и ремонтировали музей, и только потом начался монтаж выставки.

Этот проект дал возможность показать силу низовых коллективных инициатив художников, градозащитников, историков и активистов. Здание без электричества и отопления, арендованное художниками на собственные немаленькие деньги, стало демонстрацией готовности решать проблемы сохранения деревянной архитектуры в городе совместными усилиями.

 

Что такое дом?

Выставка разделялась на две части. Первая была посвящена истории музея, связанной с революционным движением в Нижнем и Лениным. Вторая часть выставки отвечала на вопрос «Что такое дом?».

– Нам было важно понять, чем уникален этот музей. Например, когда-то там проходили одни из первых краеведческих вечеров «Четверги под зеленой лампой», – рассказал Артем Филатов. – В старой книге отзывов мы обнаружили комментарии, где посетители писали, что приходят в этот музей после работы и чувствуют себя как дома. Мы решили, что это повод задуматься, что является родным пространством для человека. Эта тема связана с природными ресурсами, с историческим наследием, которые принадлежат всем, а значит никому. И что такое дом для современного человека? Даже если ты свободен, не имеешь семьи, у тебя нет родного места, ты можешь легко уехать в другой город или страну, но все равно будешь искать «свое родное место».

Для всех возрастов

Больше всего организаторы опасались, что взрослая аудитория возмутится тем, что в их привычное пространство пришло современное искусство, ведь раньше аудиторией музея были люди старшего поколения.

Но большинство зрителей за 50 положительно отреагировали на этот проект и оставили много хороших слов в книге отзывов, первые мнения в которой датируются 1967 годом. Выставку посетили около полутора тысяч человек, не только нижегородцы, но и люди из других городов и даже иностранцы.

Организаторы надеялись, что выставка сдвинет с мертвой точки обсуждение судьбы здания музея нижегородской интеллигенции, спровоцирует городские и региональные власти к каким-либо встречным шагам. Пока этого не произошло. Но внимание к этому зданию все равно удалось привлечь, и когда на музей хотели повесить фальшфасад к грядущему чемпионату, сторонникам деревянного зодчества удалось здание отстоять.

Инновация-2018

В России существуют две премии в области современного искусства. Одна из них – премия имени Кандинского, учрежденная в 2007 году международным культурным фондом Breus Foundation, а вторая – премия «Инновация», которая была учреждена в 2005 году Федеральным агентством по культуре и кинематографии РФ и Государственным центром современного искусства.

– Я несколько раз подавал материалы на «Инновацию». Мне всегда казалось, что это какая-то недостижимая награда: «Оскар», который получают другие, а ты наблюдаешь за этим со стороны, – рассказал Артем Филатов. – Хотя я несколько раз номинировался и даже бывал в шорт-листах, но все равно понимал, что с мастодонтами искусства мне рано тягаться. А в этом году, когда прошел в шорт-лист, я понял, что этот тот самый проект, за который я действительно хотел получить премию. Это плод стараний множества людей, то есть премия не лично моя, а целого коллектива. В этой же номинации были представлены большие музеи Красноярска, Владикавказа, Екатеринбурга, где есть годовые бюджеты, приглашенные кураторы и художники. А премию получил наш небольшой проект. Это доказывает, что Нижний Новгород становится центром в области актуального искусства, это дает возможность создавать программы, в которой так нуждаются региональные города, где существуют проблемы территорий и инвестиций.

Планы на будущее

– В этом году я пока что не планирую ничего масштабного, – признался Артем Филатов. – Выставка в музее была самая затратная и по деньгам, и по силам, и по здоровью и здорово выбила всех нас из колеи. Но, может быть, в этом году я сделаю выставку в Нижнем Новгороде, которая будет располагаться не в центре, а на периферии. Это очень необычное пространство, с которым мы уже сотрудничаем, и проект будет тоже необычным. А пока я занят тем, что вместе с нижегородскими градозащитниками готовлю консервацию нескольких домов на улицах Славянской, Студеной и квартала музея нижегородской интеллигенции, квартала 1833 года. Там надо закрыть оконные проемы, чтобы люди не могли туда попасть. Нам удалось отстоять эти дома, на них не повесили фальшфасады, и чтобы обосновать там отсутствие баннеров, мы консервируем их собственными силами. Художники на листах фанеры пишут картины, которые будут вставлены в окна этих домов. Также будут таблички с описанием каждого дома, сведениями о художнике и о квартале в целом. Впервые квартал 1833 года и заповедный квартал церкви Трех Святителей соединятся в один маршрут. Думаю, и нижегородцам, и туристам будет интересно побродить тут, обратить свое внимание на здание, узнать его историю и повзаимодействовать с ним.

Дарья Королева

Фото из интернета

Справка

В 1967 году в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции на втором этаже дома по адресу: улица Максима Горького, 127 открылся музей-квартира сестер Невзоровых, который стал одним из главных музеев, посвященных истории революционного движения в Нижнем Новгороде. Ровно через 50 лет с открытия музея выставка «Обратно домой» вернула жизнь в пустующие стены.

  • 047 (1319) 06.06.2018

Свежий номер

Свежий номер

069 (1341) 15.08.2018
Все видео


Партнеры


gosu

© 2018  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru