Созданный учеными НГТУ имени Р. Е. Алексеева вездеход «Русак» успешно прошел испытания на маршруте Якутск – Певек. О том, как показала себя амфибия в условиях Крайнего Севера, а также в каком направлении продолжатся работы по усовершенствованию вездехода, представители вуза рассказали на пресс-конференции.
– В НГТУ давно сложилась научная школа, связанная с созданием техники для труднодоступных районов, – рассказал ректор НГТУ, доктор технических наук профессор Сергей Дмитриев. – Новая разработка коллектива, в который входили представители опорного вуза и индустриального партнера проекта ООО «Завод механических трансмиссий» из Набережных Челнов при участии сотрудников Института прикладной физика РАН и МГТУ имени Н. Баумана, эти традиции продолжает.
Вездеход «Русак-3993» – уникальная машина, ведь работать она должна не где-нибудь, а в Арктике и Антарктике. На последней версии установлены новые и модернизированные узлы и агрегаты, разработанные в рамках соглашения № 14.580.21.0012 между опорным вузом и Министерством образования и науки РФ по теме: «Разработка технологий создания нового поколения эффективных амфибийных транспортных средств для Арктики и Антарктики».
Надежность этих элементов и проверяли в экспедиции весной 2018 года. Ее участники преодолели более 4000 км по маршруту: Якутск – Усть-Нера – Зырянка – Черский – Билибино – Певек (самый северный город России).
По словам руководителя экспедиции Александра Блохина, испытания машины в арктической зоне России, где практически отсутствуют дороги, позволили оценить проходимость, подвижность, плавучесть и энергоэффективность вездехода и проверить заложенные технические решения в узлах трансмиссии, ходовой части, рулевом и тормозном управлениях, а также проверить работу систем жизнеобеспечения техники.
В результате испытаний «Русак» подтвердил высокую надежность конструкции – существенных поломок за все время экспедиции не было.
– Важность создания такой техники прежде всего в том, что ее использование позволит сделать достойной и чуть более комфортной жизнь тех людей, кто живет и работает в сложных климатических условиях, – считает президент экспедиционного центра «Арктика» Русского географического общества, почетный полярник Владимир Чуков. – Поздравляю вас с успешным завершением испытаний!
В ближайшие два года ученые НГТУ продолжат работы по совершенствованию нового транспортного средства и его испытания, а начало серийного производства амфибии запланировано на 2020 год.
Елена Крюкова
Фото с сайта old.nntu.ru