День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

«Реквием» в новом прочтении

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/znaj-nashikh/rekviem-v-novom-prochtenii#sigProGalleria243896bd6d
joomlamodniyportal.ru

Вчера в Нижегородском театре оперы и балета имени Пушкина состоялась премьера «Реквиема» Верди. Спектакль посвящен жертвам блокадного Ленинграда. Режиссер спектакля – наш земляк нижегородец Сергей Новиков. Он работал и журналистом, и пиарщиком, и в полпредстве ПФО, и в госкорпорации «Росатом», а сейчас занимает пост начальника управления президента РФ по общественным проектам. О том, как Сергею Новикову удается совмещать два этих занятия и как приняли его спектакль нижегородцы, сейчас расскажем.

В Оперный как к себе домой

Оказывается, что поставить спектакль в качестве режиссера в Нижегородском оперном театре Сергей Новиков мечтал еще с детства. А первым оперным спектаклем, который он увидел, был «Иван Сусанин» М. И. Глинки.

– Моя увлеченность оперой из Нижнего Новгорода идет, потому что я жил на улице Студеной, в двух трамвайных остановках от оперного театра. И ребенком я час о бывал в этом театре, – вспоминает Сергей Геннадьевич. – В конце 1980-х – начале 1990-х наступили трудные времена для театров, и зачастую артистов на сцене было больше, чем зрителей в зале. И меня с друзьями после школы пускали на спектакли бесплатно. Спасибо Анне Дмитриевне Ермаковой (директор Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина в 1986–2018 гг. – Прим. автора), которая поощряла наши походы в театр.

Из зрительного зала Сергей пересмотрел весь текущий репертуар, и не по одному разу. За несколько лет он посмотрел сотни спектаклей.

– Сергей вырос на наших глазах, – говорит Анна Дмитриевна Ермакова. – Так часто ходил на спектакли, что артисты его запомнили.

Все иностранные оперы – «Травиата», «Аида», «Риголетто» Верди – шли на русском языке и были ему понятны. Потом Новиков на правах постоянного зрителя стал проникать и за кулисы под предлогом взять автограф. Артистам всегда нравится, когда на их представления приходят дети. И солистка театра Елена Шевченко, давая в очередной раз автограф маленькому поклоннику, шутила: «Программки подписываем, как табель! Скоро буду у тебя узнавать, какого числа я пела». Многие звезды нижегородского театра писали юному зрителю самые лучшие пожелания, многие напутствия до сих пор хранятся у него.

 

Дебют в «Нано-опере»

Новиков окончил музыкальную школу по классу виолончели, а затем и эстрадное отделение Нижегородского колледжа имени Балакирева. Затем была госслужба и в Нижнем Новгороде, и в Москве, но это другая история. А несколько лет назад Сергей Геннадьевич принял участие в конкурсе молодых оперных режиссеров «Нано-опера». Дебютанта заметили и оценили. Руководство Красноярского оперного театра пригласило его сделать гала-концерт: поставить открытие нового оперного сезона. С чем Новиков успешно и справился.

– Невозможно стать режиссером в двадцать лет, когда сам еще ничего в жизни не понял, – размышляет Сергей. – С другой стороны, я понимал, что невозможно прийти в театр в шестьдесят и сказать: «А давайте я вам сейчас спектакль поставлю».

Затем была режиссура концертного исполнения «Русалки» А. С. Даргомыжского в большом зале Московской консерватории и постановка «Иоланты» П. И. Чайковского в столичном театре «Геликон-опера». Кстати, билеты на последний зрители раскупают за два месяца до спектакля!

– У режиссера Сергея Новикова все расписано и разложено по полочкам – каждое движение и каждая музыкальная фраза, – делится своими наблюдениями солистка «Геликон-оперы» Ольга Щеглова.

– Такой подход режиссера, когда ты можешь о чем-то двадцать раз переспросить и тебе двадцать раз спокойно и взвешенно ответят, мне и всем нашим артистам близок и симпатичен, – признается солист театра Кирилл Новохатько. – Объясняет Новиков тактично и очень терпеливо!

А пришедший на спектакль телеведущий, бывший министр культуры Михаил Швыдкой так ответил нам на вопрос о новом режиссере: «Сергей Новиков – человек талантливый, и спектакль получился замечательный. Ему обязательно нужно продолжать».

Итальянское произведение с русским видеорядом

«Реквием» Джузеппе Верди – одно из самых исполняемых произведений в мире. Премьера «Реквиема» состоялась 22 мая 1874 года в итальянском городе Милане в знаменитом соборе Сан-Марко под управлением самого автора. Премьера прошла с огромным успехом, а через три дня «Реквиему» и Верди аплодировали уже в «Ла Скала». В это произведение автор вместил все трагедии последних лет: смерть отца, близких друзей, композитора Россини. По своей эмоциональной глубине, симфонизму и вокальной виртуозности «Реквием» сравнивают с гениальными операми композитора.

В нашем театре это великое произведение Верди звучит в память о жертвах блокады Ленинграда.

– Мы хотели приблизить «Реквием» к русскому слушателю, переведя его на русский язык, – рассказывает автор идеи спектакля и режиссер Сергей Новиков. – Мы считаем, что сакральный, общечеловеческий смысл этого грандиозного произведения в русском переводе должен стать ближе и понятнее широкому кругу слушателей. Еще при работе над переводом мы обнаружили массу смысловых и тематических совпадений с трагическими событиями истории России двадцатого века…Видеоряд и всю постановку мы готовили к годовщине снятия блокады. Возникла иллюзия, что в музыке Верди отразился и ужас блокады, и счастье ленинградцев, когда блокадное кольцо было прорвано.

Напомним, что блокада Ленинграда длилась 872 дня, за это время погибло 630 тысяч ленинградцев. 125 граммов хлеба – минимальный паек – получали дети, служащие и иждивенцы в самый сложный период блокады. И хлеб этот состоял в основном из жмыха, солода, отрубей, ржаной и овсяной муки. Он был темного, почти черного цвета и сильно горчил. Люди не могли долго продержаться на таком рационе и массово умирали от истощения. Но ленинградцы выстояли и не сдали город. А за героизм и мужество жителей Ленинграду присвоено звание «Город-герой».

Спектакль в нашем городе прошел с большим успехом, некоторые зрители слушали «Реквием» со слезами на глазах.

– Замечательное произведение, и прекрасно, что это исполнение посвящено блокаде. Впечатления – до мурашек! Об этих страницах истории нашей стране забывать нельзя! – считает жительница Автозаводского района Александра Кузнецова. – Это больше, чем просто спектакль или представление!

Экзамен в родном городе

Что касается режиссуры Сергея Новикова, то свой экзамен в Нижегородском оперном театре он сдал на отлично. Именно так оценили его режиссерский дебют музыканты и певцы.

– Глубокое и грамотное понимание режиссуры, – считает солистка оперного театра Татьяна Гарькушова. – Сергей Новиков – удивительно разносторонний человек: умело сочетает деловые и творческие качества. Хотя как режиссер довольно требовательный, но работать с ним интересно!

И Сергею Геннадьевичу понравилось работать в родном городе, в родном с детства театре. Теперь в Нижегородском оперном думают и строят планы о дальнейшем совместном сотрудничестве с режиссером. А мы, нижегородцы, зрители, будем ждать его новых интересных и неожиданных постановок.

Александр Алешин

Фото автора и детского центра «Океан»

  • 007 (1517) 29.01.2020

Дата публикации

« Май 2020 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Свежий номер

Свежий номер

039 (1549) 20.05.2020
Все видео


Партнеры


gosu

© 2020  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru