День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Мастера золотые руки

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/znaj-nashikh/mastera-zolotye-ruki#sigProGalleria393bd92656
joomlamodniyportal.ru

На юго-западе Нижегородской области, в ста километрах от города Арзамаса, на реке Варнава расположился небольшой живописный поселок Вознесенское (не путать с Воскресенском, которое находится на севере нашего края). А уже неподалеку от этого поселка разместилось село с красивым названием Полх-Майдан, народный промысел которого издревле считается визитной карточкой всего Вознесенского района.

С незапамятных времен все местное население делает изумительные матрешки. Мы отправились в село Полх-Майдан, чтобы узнать секреты местных умельцев.

Особенности архитектуры определяет уклад

Семеновскую матрешку знают, ценят и любят не только в нашей стране, но и во всем мире, а вот полх-майданская пока не так разрекламирована. А ведь местная матрешка тоже достойна того, чтобы ее знали повсюду.

То, что в Полх-Майдане живут непростые люди, можно понять, просто прогуливаясь по селу: у каждого дома лежат длинные деревянные заготовки.

– Они сушатся и ждут своего часа с весны, это лучшее время для заготовки, – объясняет нам местная жительница Нина Алексеевна Сундюкова. – Для изготовления наших матрешек берут мягкие породы деревьев. Лучше, конечно, липа. Но частенько используют и клен. И если эти заготовки хорошенько не просушить, то в будущем такая матрешка может дать трещину. Такого позора у нас не вынесет ни один мастер, наши умельцы еще и тем славятся, что никакой халтуры позволить себе не могут. Полх-майданских матрешек передают из поколения в поколение!

Вторая особенность этого села – архитектура домов. Не важно, древняя изба, каменный дом или современный особнячок, но в каждом жилище имеется цокольный или нулевой этаж, и опять же обязательно с окошками. Здесь по традиции располагаются мастерские, в которых изготавливают и красят матрешек.

– У нас в селе чуть более 750 домов, – рассказывает сотрудник местного сельсовета Ирина Александровна Кузьмина. – И так называемый нижний этаж для мастерской – наша отличительная особенность.

Легенда об Алене

Образ матрешки, которую делают вознесенские мастера, отличается от всех других. Существует предание об Алене Арзамасской – казачке, предводительнице бунтующих крестьян во времена Степана Разина. В отряде Алены воевали и предки майданских мастеров. Князь Юрий Долгоруков захватил ее отряд и обвинил Алену в колдовстве, после чего ее сожгли на костре на городской площади в небольшом городке под названием Темников (сейчас это территория Мордовии). А на месте того костра через несколько дней расцвела яркая алая роза – шиповник. Этот цветок и стали изображать полх-майданские художники на своих изделиях в честь бесстрашной Алены Арзамасской.

– Вот откуда пошел наш промысел. Легенда красивая, и все местные жители ее могут вам рассказать, – говорит Нина Алексеевна Сундюкова. – А теперь идем к самому лучшему мастеру и великому умельцу – к нашему Ивану Васильевичу Сентюрину. Это мастер золотые руки!

Полвека у станка

Ивана Васильевича мы, естественно застали за работой, в цокольном этаже у него располагается токарная мастерская. В ней он проводит от 10 до 12 часов в день. А мастер считает, это не так уж и много – время за работой летит быстро. Да и работа эта ему по душе: впервые стал заниматься изготовлением матрешки почти полвека назад.

– В мастерскую почти 50 лет назад меня привел отец, – вспоминает Иван Васильевич. – А было мне уже 12 лет. И сначала я смотрел, как работает и что делает отец. Потом постепенно стал помогать ему, он доверял мне самые простые вещи. Так и дошел до мастера. Сейчас с помощью токарного станка все делать намного проще. А вот раньше, когда у нас в селе еще не было электричества, в каждой мастерской один или два мужика крутили вручную огромное колесо диаметром около 2 метров и приводили в действие токарный вал, чтобы токарь мог работать. И такие мастерские «работни», как их у нас называли, существовали до 1961 года. А уж после в наше село пришло электричество. Теперь это не работа, а сплошное удовольствие!

Техника такова: из заготовки удаляется вся лишняя древесина, а затем придается нужная форма. За 10–15 минут мастер запросто выточил фигурку матрешки.

– Единственный неприятный момент в нашем деле – это профзаболевания, – нехотя признается Иван Васильевич. – Каждый день дышать деревянной пылью, конечно, вредно. А все остальное мы, как и наши деды и отцы, делаем с душой и для души!

«Пестрение» и другие техники

Следующий этап – это покраска матрешки. Для этого применяют акварель, гуашь, темперные краски. Мы пришли в дом Лухмановых и застали за работой художницу Ирину с дочерью. Обе расписывают матрешки.

– Используем в росписи самые разнообразные приемы, – рассказывает Ирина Александровна. – «Цветы с наводкой» – самая известная и самобытная роспись с предварительным наведением рисунка и последующей заливкой плоскостей цветом. Очень красиво получается! А еще есть «пестрение», эта роспись выполняется линейными мазками и черными точками. А если художник говорит «домики», это на нашем языке значит, что на матрешке, на ее юбке, будут изображены какие-то пейзажи или архитектурные постройки.

– Система росписи у нас своеобразная, – продолжает разговор Ирина Кузьмина. – Это короткий, с нажимом росчерк пера и простой мазок кисти. Потом кто-то покрывает ее лаком, другие – нет. У нас такая сложилась тенденция: мужчина в семье изготавливает матрешку, а женщина расписывает ее. Семейный бизнес.

Разбирают на ура

Конечно, русская матрешка всегда ценилась за красоту и самобытность, но рано или поздно встает вопрос: где всю эту красоту реализовывать? Тут у вознесенских мастеров два пути: первый – раз в неделю приезжают московские оптовые покупатели и партиями скупают всю продукцию. Второй – мастера сами продают свои изделия. Кому как проще и удобнее.

– Наши жители ездят и в Москву, и в Санкт-Петербург. И везде очень хороший спрос, быстро раскупают. Говорят: вон какие они у вас красочные, яркие, посмотришь – улыбаться хочется! – говорит Нина Сундюкова. – А на днях группа наших мастеров вернулась из Узбекистана – там полх-майданские матрешки на ура разобрали!

– Наш промысел помог нам всем выжить в трудные девяностые годы, – соглашается Ирина Лухманова. – Во всех населенных пунктах вокруг закрывались колхозы и предприятия. А у нас была стабильность: одни древесину заготавливали, другие на токарном станке работали, третьи матрешки расписывали, остальные продавали. Работы нашлось для всех.

А в самом Вознесенском несколько лет назад организовали музей. Чего только нет: самые красивые и сложные образцы, даже 55-местная матрешка – от огромной до крохотной, настоящий шедевр полх-майданских умельцев! А еще там живут 33 богатыря почти в человеческий рост из пушкинской сказки и «15 сестер»: группа девушек в национальных одеждах бывших республик Советского Союза. Впрочем, не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Скоро весна, так почему бы не совершить увлекательную поездку в Вознесенское? Это не так близко от Нижнего Новгорода, но за день можно уложиться. Зато замечательные впечатления и хорошее настроение от такого вояжа вам точно гарантированы!

Александр Алешин

Фото автора

  • 017 (1409) 06.03.2019

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru