Недавно в Чкаловске, в местном Центре ремесел, экскурсовод с особой гордостью показывал нам выставочный зал, в котором выставлены работы «самого молодого мастера нашего района». Причем самое удивительное – не возраст, а пол этого мастера. Это единственный во всем Чкаловском районе рукодельник.
Юного мастера зовут Кириллом Власенко, ему семнадцать лет, последние семь из которых Кирилл занимается шитьем и вышиванием.
Шить научила бабушка
Кирилл Власенко – участник практически всех российских фестивалей и смотров.
– А началось все, когда мне было десять лет, – вспоминает Кирилл, параллельно работая над новой картиной. – У меня очень любит шить и вышивать моя бабушка Нина Борисовна. И в детстве я постоянно был рядом с ней, смотрел, что и как она делает. Однажды самому захотелось тоже попробовать.
– Он выбрал момент, когда никого не было дома, – смеется бабушка Нина Борисовна.– Буквально за полтора часа он сжег утюг, сжег гладильную доску, сломал кое-что у швейной машинки. Вот такая проба!
Справедливости ради скажем, что потом, спустя много лет, Кириллу в качестве призов на различных конкурсах дарили и утюги, и швейную машинку, и гладильную доску.
Но бабушка не рассердилась, а, видя рвение внука, стала объяснять ему, как шить на машинке, какие бывают нитки и как правильно работать с материалами и тканями.
– Лоскутное шитье – это очень кропотливая и сложная работа, это я понял сразу, – рассказывает Кирилл.– Бабушка в самом начале научила меня двум золотым правилам каждого мастера. Первое: поспешишь – насмешишь. Второе: семь раз отмерь – один отрежь. Вот и все секреты. А дальше делай, твори, пробуй!
Дебют размером в три квадратных метра
И Кирилл стал пробовать. Первой работой его стала композиция «Наш город». Начинающий мастер размахнулся сразу на огромную картину – почти три квадратных метра!
– Делал и переделывал, шил по многу часов. Технология такая – у меня на картине много домиков. Их я шил отдельно, по блокам, а потом все вместе сшивал, – говорит юный портной. – Очень много маленьких деталей: окошки, печные трубы, трава, облака и так далее. Все это вырезаешь, пришиваешь деталь за деталью, и постепенно появляются деревни и города.
За работой парень может провести несколько часов, времени не замечает, когда что-то творит.
– Для такого творчества важны усидчивость, старательность, терпение и умение видеть то, что у тебя в итоге получится, – считает бабушка Нина Борисовна. – Все эти качества у моего внука имеются!
Сделано мужскими руками
С опытом и количеством работ к Кириллу пришла уверенность, и он решил поучаствовать в конкурсах декоративно-прикладного искусства. И в первом же он победил, удивив жюри и зрителей.
– Дело было в Суздале на международном конкурсе «Сделано мужскими руками», – с гордостью говорит Нина Борисовна. – Ему было почти четырнадцать лет. Внук представил несколько работ, от которых все вокруг пришли в полный восторг.
А сам победитель даже другим советовал и что-то подсказывал начинающим. Например, много рассказывал о тканях: «Хлопчатобумажные ткани – самые распространенные в лоскутном творчестве. Они и недорогие, и легки в крое, и не скользят при шитье. Мне они нравятся лучше остальных. А льняные ткани сильно мнутся и трудно гладятся. Шелк смотрится неплохо, но он сложен в раскрое и шитье».
В чкаловском Центре ремесел, узнав о молодом рукодельнике, предложили Кириллу выставить на всеобщее обозрение лучшие работы.
– Они своеобразные и яркие, – считает директор Центра ремесел Анна Александровна Калякина. – И еще один важный момент: Кирилл воплощает в своих работах собственные оригинальные идеи, а не что-то где-то подсмотренное. А фантазия у него очень богатая. И вообще он в свои семнадцать настоящий профессионал своего дела!
Золотой муж, спортсмен и просто красавец
Конечно, самый часто задаваемый вопрос Кириллу Власенко: не кажется ли ему, что его увлечение – не мужское, а более характерно для женщин?
– Я думаю, неправильно делить на мужское и женское. Главное – заниматься тем, что тебе нравится и к чему лежит твоя душа, – размышляет Кирилл. – И тут вопрос в том, профессионально это сделано или нет. Все остальное неважно. Я, когда работаю за швейной машинкой и что-то создаю, работаю с душой. Хочется сделать хорошо, всех удивить.
А мудрая бабушка так ответила на наш вопрос:
– А я очень рада за внука. Он во взрослой жизни сможет сам себе и куртку зашить, и молнию пришить. Все сумеет! Я прошлым летом плавала на теплоходе по Волге. И там с нами путешествовала большая группа молодых девушек-москвичек. Как-то разговорились, я им рассказала по хобби внука. А они в один голос: какой молодец! А мы даже пуговицы пришить несем в ателье. Ничегошеньки не умеем! Вот бы нам такого золотого мужа! Современные девушки, к сожалению, все чаще и чаще с иголкой и швейной машинкой на «вы».
А еще Кирилл Власенко любит спорт, играет в хоккей и баскетбол. Но это уже совсем другая история…
Александр Алешин
Фото автора
Справка
Техника, в которой Кирилл создает свои картины, называется лоскутное шитье. Что это такое? Это вид рукоделия, в котором по принципу мозаики из кусочков ткани или лоскутков сшивается цельное изделие. Особенностью такого полотна является то, что все швы в нем находятся на его изнаночной стороне. Сборка полотна из лоскутов и аппликация из ткани существовали у многих народов мира.
На Руси издавна очень бережно относились к ткани – как к домотканому полотну, так и покупному. Из исторических источников известно, что, например, в XVII веке в среде старообрядцев были очень распространены лоскутные коврики, которые называли «подручниками». Но настоящий расцвет такой техники в России начался во второй половине XIX века. Дело в том, что в продаже по всей стране появился заграничный ситец. При раскрое одежды оставалось большое количество обрезков, а ситец был достаточно дорогим материалом. Вот его и пытались использовать с пользой. В моду вещи из лоскутного шитья вошли в конце XIX века, когда появились швейные машинки и было налажено производство дешевых хлопчатобумажных набивных тканей.
– Для традиционного русского лоскутного шитья характерны ручная сборка, соединение лоскутов внахлест, использование разных по размеру деталей, – рассказывает мастерица лоскутного шитья Галина Ивановна Соловьева. – А вот в советское время этот вид шитья не вошел в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладного искусств. И даже был период, когда лоскутное стало признаком нищеты.
И только в 1990-е годы началось возрождение нашего промысла. Теперь с 1997 года в нашей стране даже проводится каждые два года большой фестиваль под названием «Лоскутная мозаика России». А в старинном русском городе Суздале появился и международный фестиваль лоскутного шитья «Душа России».