День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Как нижегородский гончар всех удивил

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/znaj-nashikh/kak-nizhegorodskij-gonchar-vsekh-udivil#sigProGalleriae47742f653
joomlamodniyportal.ru

Умельцы Нижегородской области скоро снова попадут в Книгу рекордов! Вернее, сразу в две Книги рекордов – Гиннеса и России. На этот раз в историю попали мастера гончарного дела из города Богородска – одной из российских столиц этого древнего, очень красивого и нужного людям промысла. Молодой мастер Егор Шибанов, совсем как тульский мастер, подковавший блоху, взял и смастерил самую маленькую глиняную свистульку в мире.

Глиняный промысел

Нижегородский Богородск и в нашей стране, и во всем мире знают как столицу гончарного искусства. Здесь плошки, чашки, тарелки, кувшины, кринки и горшки стали делать с самого начала основания села Богородское. А было это аж в 1570 году. Промыслом глины сразу же за окраиной села занимались старатели, которые и поставляли ее богородским гончарам. А жили они в так называемом Вадском конце – районе Богородска, занимавшем четвертую часть большого поселения. В этой части Богородска насчитывалось более 20 гончарных мастерских, в которых обжигали изделия самым простым и примитивным способом – в горнах без труб. А это значит: как затопят несколько горнов – повалит едучий дым по улицам: и дышать сложно, и вся улица и дома в черной дымовой завесе. Для обжига глиняной посуды использовались преимущественно еловые и сосновые дрова, которые быстро сгорали, но давали необходимый жар. Кстати, пожары в Вадском конце были обычным делом, нередко за час сгорали и дом, и двор и нажитое годами добро.

Что создавали мастера? Всю домашнюю утварь: от горшков, лотков, черепушек (посуда для салатов, приправ и солений) и подойников (глиняный объемный сосуд, в который доят молоко) до полевиков (специальный сосуд, который удобно переносить на расстояния и пить из него при продолжительных сельскохозяйственных работах в поле), пасхальниц (подставки для пасхальных яиц), кисельниц (кувшин для подачи киселя на стол), опарниц (посуда, в которой готовится опара под кислое тесто) и даже самоваров.

Промыслом занимались в основном мужчины – от мала до велика. Расцвет гончарного промысла в Богородске приходится на конец XIX – начало XX веков. В селе с населением всего-навсего девять тысяч насчитывалось более 150 первоклассных мастеров. Были среди них целые династии, которые знали и ценили в России: Зобниных, Стешовых, Жуковых. Затем промысел стал из года в год постепенно угасать, и к 1980 году в Богородске осталось всего два мастера.

Единственный музей в России

Богородчане уже в наше время решили возродить знаменитый промысел своего города. И хорошо, что вовремя опомнились: еще были живы старые мастера, помнившие все традиции. В 2000 году в центре города, на главной улице Ленина, был торжественно открыт Центр развития гончарного искусства, а в июле 2004 года и музей керамики. В экспозиции музея шестьсот работ 80 мастеров из 22 российских регионов. В музее можно не только узнать о становлении промысла в Богородске и разных направлениях в развитии керамики, но и увидеть показательные обжиги «раку» (японская технология) и «обварка в ручной болтушке» (это уже чисто русская технология). И каждый желающий запросто может сесть за гончарный круг и в меру своих сил смастерить что-то из глины.

– В наш музей керамики приезжают со всей России, – констатирует мастер Александр Юрьевич Чернышов. – И взрослые, и дети с таким удовольствием становятся на пять минут гончарами! Это ведь здорово – самому, своими руками попробовать вылепить горшок или чашку!

В это лето в Богородске жили фанаты футбола, приехавшие на чемпионат мира. Так они буквально оккупировали музей: часами бродили и по нему, осматривая уникальные экспонаты. И непременно заглядывали в мастерские, внимательно наблюдая за процессом и следя за каждым движением мастера.

– Особенно в восторге были болельщики из Панамы, – рассказывает мастер Егор Шибанов. – Они и все наши изделия раскупили, и вопросами замучили, и сами с удовольствием пытались что-то сделать из глины. А как им понравились наши богородские свистульки! Свистели по всему Богородску!

Свистулька для Суареса

Егор Шибанов, можно сказать, специализируется на изготовлении свистулек. Занимается гончарным делом всего четыре года, а смастерил их уже более 20 тысяч. Нет, он замечательно делает и другие предметы, но вот свистульки и крынки – самые любимые для работы.

– Свистульки люблю за звук – всегда непохожий на другие, вообще люблю музыку и под нее работаю в наушниках. И между прочим, заметил: одно и то же изделие делаешь под музыку или без нее – и получаются разные вещи. С музыкой лучше! – делится секретами мастерства Егор. – А крынки ценю за их функциональность. Если в нее налить молока, то оно будет стоять долго, как в холодильнике. Как объяснить такой эффект – никто не знает. Но мы много раз проверяли – действительно так.

Кстати, свистульку собственного изготовления Егор подарил даже уругвайскому футболисту Луису Суаресу на предматчевой тренировке на Бору этим летом. Суарес был приятно удивлен. От души благодарил богородского поклонника.

Егору всего 22 года, и у него нет специального образования (он художник росписи по дереву), а уже уважаемый мастер, делает уникальные вещи.

Если б мне в школьные годы, в седьмом-восьмом классе, кто-то сказал, что я буду заниматься глиной, я бы расхохотался, – откровенно говорит Егор. – Но вот как-то раз попробовал – и так понравилось, просто затянуло! Это ощущение, что ты делаешь своими руками полезную вещь, которая будет служить людям или радовать глаз многие годы, а, например, керамические изделия древних веков в Греции находят каждый день до сих пор, то вот от этого и есть настоящий кайф.

Пятьдесят попыток

Самую маленькую свистульку Егор смастерил всего за два часа. Но зато ровно с пятидесятой попытки, все были неудачные. Все дело в особенностях материала. И хотя глину Егор возит из Дивеева – там самая подходящая, – но глина есть глина.

– Она очень быстро высыхает, буквально через два часа превращается в камень, а еще нужно сделать механизм, чтоб она свистела. Учитывая размер, все отверстия делал обыкновенной зубочисткой, – признается Егор. – А еще две почти готовые свистульки я съел: хотел проверить, какой они будут издавать звук, а они такие крохотные, что случайно взял и проглотил.

Делал эту необычную свистульку Егор от начала до конца вручную – на ножном станке, без всяких технических новшеств. И чтобы рассмотреть ее, нужно очень напрячь зрение. А сфотографировать ее – это вообще труднейшая задача, объектив фотоаппарата никак не может сфокусироваться.

– Свистулька получилась весом в один грамм, меньше семечки подсолнечника и вдвое меньше моего ногтя, – перечисляет технические данные своей работы мастер.

– Свистульку вообще непросто делать, а уж такую крохотулечку – задача труднейшая, – считает Александр Чернышов. – Тут нужна полная сосредоточенность, руки ходуном ходить не должны. Больно уж мягкий материал, а работа ювелирная!

Сам автор звонил и узнавал в представительствах Книг рекордов и Гиннеса и Россииесть ли где-нибудь подобное достижение? Оказалось, что нет. Оргкомитеты приняли официальную заявку от богородского мастера, теперь идет сбор документов и регистрация самой маленькой свистульки.

– Для чего сделал? – в который раз отвечает на вопрос Егор Шибанов. – Во-первых, хочется что-то смастерить необычное, удивить всех. Во-вторых, пускай все знают, что у нас в Богородске мастера настоящие не перевелись. Ну и в-третьих, каждый мастер непременно хочет создать что-то уникальное, чем можно гордиться. И свою работу я посвящаю родному Богородску и всем нашим талантливейшим мастерам. И если будут предлагать отдать мою свистульку куда-то, ни за какие деньги не отдам. Пусть будет в Богородскеи всех нижегородцев радует!

Александр Алешин

Фото автора

  • 114 (1386) 12.12.2018

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru