День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Главная роль и главный театр в жизни Александра Палееса

8 марта исполнилось 85 лет со дня рождения советского и российского актера и театрального режиссера, народного артиста РСФСР Александра Романовича Палееса (1930–2003). Наш земляк, проживший яркую и долгую жизнь в искусстве, пожалуй, мог бы служить примером такого редкого нынче качества и среди людей вообще, и среди актеров тем более, как преданность. Александр Романович всю жизнь прослужил в одном театре — нашем ТЮЗе. Сыграв свою первую роль на сцене нашего детского театра в 1950 году в «Пятнадцатилетнем капитане», он взрослел вместе с театром, его зрителем и репертуаром и в 2003 году сыграл Фирса в «Вишневом саде». Как режиссер Палеес ставил в родном ТЮЗе спектакли по пьесам Фонвизина, Рощина, Радзинского, Володина, Заходера… Конечно, в жизни Алексндра Романовича случился и роман с кино. Но был он кратким и, если честно, кинорежиссеры лишь однажды увидели в нем главного героя. Зато какого! Трижды Александр Палеес играл Александра Сергеевича на экране. И, что поразительно, трижды роль великого русского поэта актер сыграл и на сцене Горьковского ТЮЗа. Возможно, поэтому для многих актер Александр Палеес всю жизнь ассоциировался с одним, но главным в жизни театром и одной, главной в судьбе ролью. Не так это и плохо, между прочим!

Родом из детства

Александр Палеес родился 8 марта 1930 года в Минске, столице Белорусской ССР.

Великая Отечественная война его застала в пионерском лагере под Ясинском, недалеко от Минска. Из лагеря детей эвакуировали. Дети прошли пешком почти 400 км до Смоленска, потом эшелон до Саратовской области и детский дом. Мама и старшая сестра, которая хотела идти в партизаны, остались в Минске. Обе погибли в минском гетто.

Отца война застала в отпуске в санатории, откуда он сразу, не заходя домой, ушел на фронт. После ранения искал семью, но нашел только сына. Демобилизовался, получил работу в Новосибирске и забрал к себе Сашу. О судьбе остальных членов семьи узнали лишь после войны.

Новосибирск, школа, товарищи и первая встреча с ТЕАТРОМ, ставшая для него определяющей на всю жизнь. В Новосибирске кроме своих хороших театров были в эвакуации лучшие театры Москвы и Ленинграда. Саша Палеес, кажется, побывал на всех спектаклях и бредил театром.

Когда же его отца перевели в Горький на восстановление Сормовской кондитерской фабрики, Саша, окончив среднюю школу, твердо решил учиться только театральному делу. В 1947 году шел набор в студию при драматическом театре. Александр был принят.

Окружение в театре и в студии было замечательное: талантливые ребята, актеры — лучшего желать нельзя. Студийцы обучались актерскому мастерству не только в теории, но и набирались практического опыта, участвуя в массовых сценах постановок драмтеатра. Кому-то доставались и сольные проходы, и даже эпизодические роли.

Но в 1948 году студию закрывают, а талантливую молодежь переводят в Горьковское театральное училище и дают им возможность окончить курс и получить профессиональное образование.

Александр Палеес окончил Горьковское театральное училище в 1951 году. Но на сцену нашего ТЮЗа впервые вышел еще в 1950-м в спектакле «Пятнадцатилетний капитан».

В ТЮЗ через… дверной косяк

В околотеатральной среде по-разному рассказывали о том, как Александр Палеес оказался в ТЮЗе. Например, старейший член Союза театральных деятелей России Софья Ефимовна Высоцкая вспоминала: «Мне известно это от преподавателя театрального училища, великолепного человека, театрального педагога, теоретика и театрального критика (с большой буквы) Юлия Иосифовича Волчека. Однажды во время перемены Ю. И. Волчек, обратил внимание на мальчика, который, облокотясь о косяк двери, удивительно создал в его мозгу образ Александра Пушкина. Этого ученика он видел часто на уроках, но тут вдруг возник этот образ: от позы ли, от взгляда ли, от курчавых волос или от всего вместе, но Волчек явно увидел живого лицеиста Александра Пушкина. Об этом он рассказал тогдашнему главному режиссеру ТЮЗа заслуженному деятелю искусств В. Л. Витальеву. Разговор имел продолжение: Виктор Львович познакомился со студентом, присмотрелся к нему и понял — это его актер».

Конечно, предложение главного режиссера ТЮЗа было весьма лестным для студента театрального училища. Но, с другой стороны, свои первые шаги Александр Палеес сделал по сцене драматического театра. И та сцена притягивала. Ведь на ней играли великие русские актеры! Как быть? После долгих раздумий и уговоров Александр согласился.

В результате выиграли оба — и актер, и театр.

Пушкин на всю жизнь

В 1957 году, к 120-й годовщине смерти Пушкина, вышла пьеса свердловского актера и драматурга Владимира Балашова «Когда в садах Лицея…». Ее ставили тогда повсюду, чуть ли не во всех ТЮЗах Советского Союза.

Режиссер В. Витальев решил поставить пьесу в нашем ТЮЗе. В образе юного Пушкина он увидел Александра Палееса и поручил ему эту роль. Образ великого русского поэта стал для Александра Палееса судьбой и талисманом на всю оставшуюся жизнь.

Хрестоматийный образ юного Пушкина — «имел восторженную речь и кудри, черные до плеч»… Таким и все-таки иным был лицеист Пушкин в исполнении А. Палееса. Актеру уже 27 лет, а молодость знает чуть больше юности…

В 1967 году Александр Палеес сыграл роль Пушкина в художественном фильме режиссера Сегеля «Разбудите Мухина!». По сюжету студент Мухин во сне приходит к поэту накануне его дуэли с Дантесом.

А через два года Александр Романович сыграл роль Пушкина сразу в двух телефильмах — «Снова осень» (Горьковское ТВ) и «Элегия» (Ленинградское ТВ).

В застойные 1970-е годы, когда каждый из творческих, думающих людей спасался как может, А. Р. Палеес поступил гениально: он выбрал себе в собеседники Александра Сергеевича Пушкина. Он размышлял о судьбе поэта, читал его стихи, все больше влюблялся сам и влюблял публику в пушкинскую лирику, писал основанные на документах драмы о поэте и играл Пушкина на сцене.

В 1988 году на сцене Горьковского ТЮЗа был поставлен спектакль о последних днях и часах жизни поэта «Живых надеждою поздравим…» Естественно, Александр Палеес играл в нем роль Александра Пушкина. Этот Пушкин у Палееса чуть-чуть медлителен, излишне умудрен и без «боевых» нот и в голосе, и во всем облике. Но артист так точно и тонко выстраивал роль, что образ поэта трогал и волновал зрителя. Происходило то, что так редко удается современному театру, — потрясение.

На одном из спектаклей «Живых надеждою поздравим…» побывали режиссер и актеры из немецкого Эссена. После спектакля они признавались, что удивлены влюбленности и восторженному отношению актера к Поэту. У них в Германии даже Гете играют более жестко, иронично, требовательно. Узнав же, что сильнейшую любовь к Пушкину А. Р. Палеес сохраняет неизменной уже много лет, немцы удивились еще больше. Удивились и восхитились таким постоянством актера и человека.

Пушкин для А. Р. Палееса был не только солнцем русской поэзии, но и человеком ярчайшей и трагической судьбы, гениальным художником, чье творчество и мироощущение способно преобразить человека, если помыслы его чисты и ясны. Актер, искавший в написанном и пережитом Поэтом откровения и, может быть, даже духовной близости, нашел спасение. Во всяком случае через застойные и все последующие годы артист прошел достойно: перед властями шеи не гнул, не приспосабливался и не суетился, играл в ту силу, что была отпущена ему природой.

Сцене служил верно!

Народный артист РСФСР Александр Романович Палеес всю жизнь верно служил одному театру — Театру юного зрителя им. Н. К. Крупской. Он сам сбился со счета, сколько ролей сыграл более чем за 50 лет. Это были разные роли — зверушек, детей, взрослых, стариков, Александр Романович даже умудрился в одной сказке сыграть «ноги лошади», и сей факт был отмечен в театральной программке.

О товарищах по театру, причем не только по актерскому цеху, но и о каждом работнике, если тот действительно служит театру, Александр Романович всегда отзывался уважительно, по-доброму. Он всегда был честен в своих оценках, порой категоричен, но непременно доброжелателен, отличался желанием понять, найти и объяснить причину неудачи, умел порадоваться удачам коллег. При этом Александра Палееса отличало необыкновенное чувство юмора, доброта и приветливость.

Любовь к театру и жизненный опыт, желание многое высказать привели его к тому, что он сам стал режиссером. Общение со зрителем только в качестве актера стало для него недостаточным. Он ставил спектакли и для самых маленьких зрителей, и для подростков — для тех, кто больше всего нуждается в откровенном разговоре о жизни, о судьбе, о будущем.

В 2000 году вышла книга А. Р. Палееса под символическим названием «Роман с театром» (Нижний Новгород, издательство ДЕКОМ). В ней его признание в любви к театру и к зрителям.

Последние годы жизни Александра Романовича были омрачены чередой личных трагедий: гибель любимой жены, отъезд старшего сына Димы в Латвию на работу после окончания актерского факультета ГИТИСа, сложные отношения с младшим сыном Максимом. Все это подорвало его здоровье. Конечно, он старался сохранять оптимизм, старался избегать разговоров о своем здоровье, шутил, много говорил о внуке, которого очень любил. Но время брало свое.

Александр Романович Палеес умер 1 сентября 2003 года. Он похоронен на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода.

Подготовила Марина Сергеева
Источники
http://www.kino-teatr.ru/, http://www.opentextnn.ru/
Фото из интернета

  • 017 (962) 11.03.2015

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

028 (2005) 10.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru