День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Финки-санки по-тумботински

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/znaj-nashikh/finki-sanki-po-tumbotinski#sigProGalleria43eaad9278
joomlamodniyportal.ru

Почти 75 лет в поселке Тумботино, что в Павловском районе, и для отдыха, и для ведения хозяйства, и просто для комфортного передвижения используют не совсем обычные санки. Это финки – финские санки. Причем этот «заграничный» вид транспорта так популярен среди тумботинцев, что в каждой семье имеется от трех до десяти финок – в зависимости от количества членов семьи. Для жителей Тумботина санки никакая не забава, а удобная и незаменимая в повседневной жизни вещь. И сегодня мы расскажем, как прижились финские санки в обычном российском поселке и как эту традицию у тумботинцев перенял их ближайший сосед кинорежиссер Никита Михалков, поместье которого в соседнем селе.

 

Заграничная новинка

В 1939 году из Тумботина в Красную армию призвали несколько десятков местных жителей, некоторые из них попали на границу с Финляндией и даже участвовали в финской войне. Там-то, находясь на территории Финляндии, тумботинцы и увидели, что местное население с превеликим удовольствием использует финские национальные санки и как средство передвижения, и как средство перевозки грузов. Да, по снежным сугробам и дорожкам финки проходили идеально! Закончилась война, тумботинцы вернулись в родные места и решили «внедрить» подобный вид транспорта у себя в Тумботине.

– Какие еще финки, что вы придумываете! – ворчали тумботинские старики, узнав о намерениях односельчан. – Прожили свой век, слава богу, без финских штук и изобретений.

Новаторы же объясняли, что финки – это очень удобно: и санки, и лыжи одновременно. А точнее. это высокие санки с длинными металлическими полозьями и специальной рамой для катания. И вся эта конструкция крепится к сиденью.

– Для них особых дорог не нужно! – убеждали поклонники финок сомневающихся односельчан.

Когда первые финки были готовы, опробовать их вышло все местное население. На необычных санках катался и стар и млад. После этого «тест-драйва» новшество, подсмотренное у финского народа, всеми было принято.

Двухметровые полозья рассекали по заснеженному поселку очень быстро и ловко. И особых умений и навыков передвигаться на финках было не нужно.

– Одной ногой стоишь на полозьях, другой – газу даешь. Вот и вся премудрость, – инструктировали начинающих саночников мастера-самоучки.

– Тогда среди первых испытателей были и мои бабушка с дедушкой, они часто про этот день рассказывали, – рассказывает коренной тумботинец Дмитрий Фролов. – Сначала дед катал бабушку по центральной улице: она сидела, он позади правил, так ездили. А потом дед взял и повернул на гору, он у меня шебутной, заводной был, так они с горы на бешеной скорости съехали. Бабушка Екатерина Ивановна кричала на весь поселок. Думала – опрокинутся и костей не соберут. Но все кончилось благополучно.

– Так они еще и устойчивые! – хвалили новинку местные жители.

 

О прелестях нового транспорта

Тут же многие семьи заказали первым мастерам по финкам чудо-санки для себя. Кому на рыбалку ездить, кому на ферму. Школьники мечтали на финках все горы и пригорки объехать и после школы кататься. Молодые мамаши думали, как бы эти финки усовершенствовать, чтобы можно было посадить ребенка. Каждый в новом транспортном средстве нашел удобство и выгоду для себя. Правда, в 1940-е финки все же были пока еще роскошью, а не средством передвижения.

Шла война, и материал, и мастера – все было в дефиците. А вот уже в 1950-е годы финки появились в каждой семье. Зимой они не простаивали, члены семьи распределяли каждый час – с раннего утра и до вечера. Утром глава семейства на них на рыбалку, днем супруга его отправляется в магазин и везет на них тяжелые сумки, а вечером детишки на них катались.

– Мы на финках все окрестности объехали: озера, поля, речки, горки. Гонялись даже до Павлова, – вспоминает Дмитрий Фролов. – И для здоровья полезно – на свежем воздухе все время в движении. Все мышцы тренируешь. А старшее поколение ценило санки за то, что положишь на них тяжести и руки не обрываешь. Так и прижились финские санки на павловской земле.

 

Праздник санок

Сегодня в Тумботине живут и работают более десятка мастеров по изготовлению финок. Удовольствие это недешевое, каждая финка стоит более двух тысяч рублей, и делается она около недели. И все равно в каждой семье по нескольку финок: одна – для поездок на работу взрослым, другая – для ребенка и школы, третья – с большим и специально отгороженным сиденьем для походов в продуктовый магазин. Загрузил продукты на финку на неделюи никаких хлопот. И у всех общественных мест в поселке обязательна парковка для финок.

А раз в год, в конце зимы, в Тумботине проходит праздник финских санок. В его программе и гонки на финках, и празднично-показательные катания, и конкурс на самые гламурные финки: те, что ярче всех украшены или сделаны с особым изяществом. Из усовершенствований последнего времени – пластиковые полозья, по мнению тумботинцев, они идеально идут по замерзшей реке или озеру, по льду. На праздник в Тумботино съезжаются теперь не только гости из соседнего Павлова, но и из Нижнего, Москвы, Мурома, Владимира.

Финки для Михалкова

Как-то зимой, проезжая через Тумботино к себе в имение в Щепачиху, знаменитый актер и режиссер Никита Михалков увидел множество финок у магазина. Как человек любопытный Никита Сергеевич задался вопросом, мол, что это такое? Ему подробно объяснили, и Михалков сказал: «Я тоже такие хочу иметь у себя в имении!»

Его помощники навели справки и вышли на лучшего мастера по изготовлению финок. Им оказался преподаватель труда местной школы Александр Ефимович Мисюрев.

– Мне позвонили от режиссера и передали просьбу соорудить пару санок побольше, чтоб можно было свободно рассекать по огромным просторам имения, – вспоминал мастер. – Сроки не интересовали, главное – качество. Принялся я тут же за работу, мастерил целых три недели. Очень волновался, ведь хотелось угодить и все сделать на совесть для известного режиссера.

А самим тумботинцам очень польстило, что Михалков их финки заказал.

– У него в имении чего только нет, все самое ультрасовременное, – рассказывают местные жители. – А вот оценил, выходит, и наш транспорт!

Тем временем Мисюрев работу закончил, и санки получились не как у всех. Во-первых, сиденья мастер сделал резные и узорчатые, в русском стиле. Во-вторых, конструкция у михалковских финок раскладная, их можно легко разобрать и погрузить в легковую машину. А в-третьих, лезвия полозьев мастер соорудил такими, чтобы финки развивали сумасшедшую скорость при катании с горок. Потом от Никиты Сергеевича передавали благодарность за работу и слова восхищения мастерством тумботинцев. А те жители Павловского района, которые работают в имении Михалкова, сообщили: иногда режиссер катается на финках, объезжает поместья. Правда, было это несколько лет назад, в последний год у Никиты Сергеевича проблемы – травма ноги.

– Выздоровеет наш барин и еще покатается! – говорят тумботинцы.

Приезжайте кататься и вы!

А тем, кто заинтересовался нашим рассказом и сам захочет прокатиться с ветерком на финках, добро пожаловать в единственное место, где возможно это сделать, – в Тумботино. Местные жители с удовольствием одолжат вам свое транспортное средством и подскажут, как правильно и быстро ездить. Да и научат! И вы еще вполне сможете стать асом финок. Только поторопитесь, пока снег не растаял!

Александр Алешин

Фото с сайта russkiymir.ru

  • 020 (1412) 13.03.2019

Дата публикации

« Март 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Свежий номер

Свежий номер

023 (2000) 27.03.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru