День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Учеба в радость: возможно ли это?

Многие современные родители озабочены тем, чтобы вырастить из ребенка если не гения, то максимально развитого человека, изучают тонны литературы, прислушиваются к хорошо известным и модным психологам и педагогам. Один из них – основатель Института неформального образования (INO), школы «Апельсин» в Санкт-Петербурге Дима Зицер, который совсем недавно он выступил в Нижнем Новгороде со своей лекцией. У него достаточно нестандартный взгляд на воспитание и образование детей, например на начальную школу.

Без парт и оценок

Дима Зицер и его команда стремятся к тому, чтобы ребенок в основанной им школе чувствовал себя свободным, его развитие было разносторонним, чтобы он научился выбирать и уроки, и форму их проведения. Хотя в «Апельсине» есть все предметы, которые преподаются в любой другой школе, учителя стараются с первых лет развивать у детей междисциплинарный интерес. Кроме того, уже с первого класса вводится география и физика. Но учитель работает не по учебнику, а рассказывает о том, что интересно самим детям, например как работает водопроводный кран или телевизор. Кроме того, есть множество дополнительных предметов (анатомия, логика, йога, флейта и др.).

В этой школе не ставят оценок: считается, что желание учеников хорошо знать предмет должно базироваться на живом интересе, а не на формальных критериях и страхе наказания. При этом уроки проходят не за партами, а в неформальной обстановке. И шум в классе только приветствуется: это признак того, что детям интересно, что они живые.

Кстати, дети могут не ходить на урок, если им не хочется, а также свободно выйти из класса во время урока, если им понадобилось, например, сходить в туалет. Дима Зицер считает, что необходимость ребенка отпрашиваться в туалет – это, во-первых, унизительно, во-вторых, некультурно объявлять об этом на весь класс.

Учеба должна быть в удовольствие

Педагог крайне отрицательно относится к традиционной школе, считая, что в ее стенах ребенок окончательно разучивается выбирать, соответствовать себе, потому что постоянно находится в чужой власти и должен так или иначе подчиняться. К тому же школа полностью дезориентирует ребенка с точки зрения того, что ему интересно.

Дима Зицер убежден, что командовать ребенком в формате «делай то, что я сказал, беспрекословно», значит подавлять его волю и инициативность. В результате он либо вырастет безвольной личностью, которая предпочитает, чтобы за него решали все вопросы, либо сам станет диктатором, поскольку у него перед глазами была именно такая модель поведения. Поэтому педагог советует перед поступлением в первый класс присмотреться к учителям на этапе подготовительной школы и выбирать по возможности такого, который позволит ребенку развиваться и задавать вопросы.

Кроме того, Зицер предостерегает родителей от излишнего перегруза детей. Нагрузка должна соответствовать возможностям и желаниям ребенка. Если у детей будет сплошная учеба и не останется времени на себя, то они могут просто возненавидеть учебу, потерять всякий интерес к занятиям. А учеба должна доставлять удовольствие.

Педагог настроен крайне отрицательно к бесконечным ограничениям и требованиям, которые накладываются на учеников обычных школ.

– Я не могу кричать, не могу бегать, не могу сказать, когда хочу сказать. Я не могу нарисовать то, что я хочу нарисовать. Я не могу просто заплакать и уйти… Меня лишают человечности, лишают самости. Это заменяется дисциплинарным управлением. Почему? – говорит Дима Зицер о состоянии школьника. – Потому что мы просто не знаем, как детей в школе удержать. И другого способа, кроме как отнять у них детскость, мы не знаем.

Что касается учителей, то, по мнению петербургского педагога, они должны быть заинтересованы в том, чтобы дети у них на уроке были самими собой, иначе «не произойдет процесса присвоения, когда материал становится частью ученика, когда ребенок сопоставляет его со своей жизнью, что-то берет, что-то откладывает – исследует, одним словом». Если же ученик находится в состоянии ужаса, как кролик перед удавом, то материал просто пройдет мимо. Поэтому нужно создать условия, в которых маленький человек сам будет осваивать знания и навыки, постараться не убить любопытство в ребенке.

Об уроках и оценках

Что касается оценок, то, по мнению Димы Зицера, чаще всего хорошие отметки и примерное поведение в школе нужны педагогам и родителям, а маленькому человечку важнее, чтобы ему было интересно и чтобы его не подавляли.

Многие родители переживают за оценки своих детей больше, чем это необходимо. По мнению педагога, даже если ребенок получил тройку или двойку, это не значит, что он плохой. Может быть множество причин: что-то не понял, не сложились отношения с учительницей, плохо себя чувствует или вообще влюбился. Ребенок должен быть уверен, что не последует суровое наказание, что у него есть «тыл» дома.

Зицер предлагает относиться к плохим оценкам философски: если ребенок расстроился – поддержите его, если нет – забудьте о двойке или тройке и живите дальше. И тем более не стоит наказывать ребенка за плохие оценки, особенно отбирая гаджеты. Хотя бы потому, что подаренный телефон – это уже собственность ребенка. Если уж у родителей есть претензии к количеству времени, которое чадо проводит за планшетом, то лучше научить ребенка планировать время и разумно пользоваться гаджетами.

Еще одна крайность – подарки и деньги за хорошие оценки. Дима Зицер неодобрительно относится к подобной мотивации: поощряя материальными ценностями за учебу или хорошее поведение, вы внушаете, что это продается. Отсюда возможны два варианта поведения школьника: либо продать подороже, либо позиция «а чего ко мне пристали, я не хочу это продавать».

Еще одна проблема родителей – домашнее задание. Во-первых, бывает не так легко усадить чадо за письменный стол, ведь ему гораздо интереснее гулять, играть или смотреть мультики. Во-вторых, порой никакого терпения не хватает объяснить, казалось бы, простую задачу. Начинаются крики и скандалы – родители в бешенстве, ребенок в слезах.

По мнению Димы Зицера, не хотеть делать уроки – это абсолютно нормально для ребенка, и вообще уроки – не самая важная часть из домашних дел, поэтому не надо делать их приоритетом для ребенка.

Но в нашей системе образования невыполненные уроки ведут к наказанию в виде двоек, так что детям все равно приходится их выполнять. И если ребенок просит помочь с домашним заданием, нужно ему помочь.

Анна Сингосина

Фото из интернета

Экспертное мнение

Елена Костина,

семейный психолог:

– От оценок вреда действительно больше, чем пользы, но должны же быть критерии того, чему мы хотим научить ребенка. Я согласна с тем, что не нужно ругать ребенка за плохие оценки: может, он немного недоработал какую-то тему. Родители, наоборот, должны его поддерживать. И не нужно требовать от детей, чтобы они учились исключительно на одни пятерки, правильная цель – учиться хорошо, чтобы ребенок излишне не переживал из-за полученной четверки.

Полная свобода детей в школе – это крайность. Для гармоничного развития ребенка свобода должна быть в строго ограниченных пределах. Не у всех детей сформирована мотивация к учебе, большинство из них к такой вольготной форме обучения не готовы. Но возможность ребенка свободно спросить и свободно мыслить действительно развивает личность.

Что касается познавательных моментов (что как устроено), то они должны быть получены дома, причем лучше, если еще до школы.

  • 035 (1427) 30.04.2019

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru