Современные магазины предлагают огромный выбор игрушек. Такое разнообразие приводит некоторых родителей в смятение. Какие куклы, конструкторы, машинки и прочие детские радости принесут максимальную пользу? Будет ли малыш играть ими долго или через пару дней забросит в угол? Стоит ли покупать пирамидки, кубики, матрешек и неваляшек, на которых выросли мама и папа, или это прошлый век и чаду нужны совсем другие игрушки? Эти и подобные вопросы наверняка волнуют наших читателей. И сегодня постараемся ответить на три из них.
Не устраивайте дома склад
– Моему ребенку три года. Его детская комната – это склад игрушек. Мы не проходим мимо ни одного детского магазина, а оттуда не выходим без какой-либо игрушки. Если я отказываюсь от покупок, Петя начинает реветь, орать, может упасть на пол, на замечания окружающих не реагирует. В остальном он замечательный мальчик. Воспитатели в детском саду его хвалят, дома тоже с ним нет особых проблем. Посоветуйте, пожалуйста, как мне быть, – спрашивает наша читательница Елена М.
В отсутствие ребенка уберите половину игрушек, оставьте только самые любимые. Проследите, чтобы среди них были большой грузовик, маленькие машинки, детский деревянный конструктор, сюжетные игрушки (мишка, зайка, кукла), детская посуда, мебель, набор овощей. Они понадобятся для самостоятельной игры.
Желательно как можно чаще играть вместе со своим ребенком. Вашему малышу 3три года, а это значит, что ему уже интересны сюжетные игры. Играйте с ним в игры «Автосервис», «Зоопарк», «Доктор», «В гостях у сказочного персонажа» и др. Помогите малышу организовать игру, подобрать к ней атрибуты, включайте предметы-заместители, усложняйте содержание игр. Все это поможет вам стать для малыша другом и равноправным партнером, построить мостик к взаимопониманию и доверию.
Вам необходимо перестроить свое отношение к поведению ребенка. Желательно не заходить в магазин детских товаров, если вы не намерены что-либо купить ему. Если же все-таки малыш умоляет вас зайти в магазин, сразу скажите ему, что вы ничего покупать не будете. Объясните причину: такая игрушка уже есть и др. Главное, будьте последовательны, держите свое слово. Если Петя начнет кричать, упадет на пол, возьмите его, выведите из магазина, напомните: вы ведь договорились, что ничего не купите. Скажите: вам стыдно за его поведение, он нехорошо себя вел, вы расстроились. Конечно, так поступать вам придется не один раз до тех пор, пока ребенок не уяснит: мама тверда и последовательна в своем решении и его шумное поведение не приведет к желаемой цели. Вместе с осознанием необходимых правил поведения к мальчику придет и понимание ценности той или иной покупки, радости от приобретения новой игрушки, бережное к ней отношение.
Играть и убираться нужно учить
– Моему сыну два года, он очень активный. У него много игрушек, но он не умеет с ними играть, ломает, разбрасывает, отказывается убирать их в игровом уголке. Я часто его ругаю, так как уговоры не помогают. Он плачет, делает жалобный вид, но меня не слушает. Как сделать так, чтобы сын научился играть в игрушки и прибирал их за собой? – интересуется еще одна мама, Анастасия Д.
Все связанное с уборкой игрушек, послушанием, умением увлеченно играть – это проблемы организации деятельности ребенка. Она сама по себе не формируется – только с помощью взрослого. Возможно, у вашего мальчика она вовремя не сформировалась, потому и проявляется в виде так называемой дезорганизации, что очень вас волнует.
Попробуйте следующие приемы. Прежде всего наведите порядок в игровом уголке. Помните: игрушек не должно быть много, они должны соответствовать возрасту ребенка и обладать определенными качественными характеристиками (яркие, легкие, удобные, желательно из натуральных материалов). Можно разделить их на два комплекта: один – для игр-занятий с мамой и другими членами семьи; другой – для свободной самостоятельной игры ребенка. Игрушки для занятий используются в специально отведенное для них время, к другому комплекту ребенок должен иметь доступ в любое время. Наборы игрушек следует пополнять, а малыша необходимо учить убирать их на место после занятий и после свободных игр. Наводить в игровом уголке порядок можно в форме игры, например придумать игры «Поможем Петрушке убрать игрушки», «Кто спрятался», «Идем в гости» и др.
Организуйте совместные мини-игры продолжительностью 5–10 минут. Их цель – вызвать интерес ребенка к игрушке, а также игровым действиям, которые можно выполнять с ней: например, машинку катить, в барабан стучать, из кубиков строить башню, куклу катать на машинке, зайку кормить.
Используйте сюрпризные моменты: спрячьте игрушку в яркую коробку или корзинку, а затем предложите поиграть с ней (стучать, возить, нажимать кнопки, мешать кашу).
Увлекайте ребенка рассказом об игрушке, используя кукол в виде помощников. Придумайте сами игры «Помоги Зайке стучать в барабан», «Построим домик для Мишки», «Строим гараж для машин», «Покатаем куклу».
После игры похвалите ребенка; переключите на другой вид деятельности (собираемся на прогулку, готовимся к обеду, рассматриваем картинки в книжке и читаем ее).
Девчачьи игры
– Моей дочке два года два месяца. Посоветуйте, пожалуйста, какие игрушки ей лучше покупать? – спрашивает Ольга З.
Вашу дочку в этом возрасте должны интересовать самые разнообразные предметы, игрушки и способы действия с ними. Известно, что в раннем возрасте ведущая деятельность – предметная: именно в ней перестраиваются основные психические процессы и изменяются психологические особенности личности. В процессе овладения способами действия с тем или иным предметом развивается восприятие, память, внимание, речь ребенка.
Какие же предметы для игр должны быть у девочки двух лет?
- Народные дидактические игрушки: матрешки, пирамидки, деревянные ложки, сборно-разборные игрушки.
- Природный материал (фасоль, чечевица, горох, желуди и т. д.), который можно пересыпать в кастрюлю (в банку, бутылку) различными предметами-орудиями: ложкой, половником, ковшиком и т. д. Ими же кормить куклу, мишку, зайку и т. д.
- Звучащие игрушки: дудочка, бубен, барабан, ксилофон и т. д.
- Игрушки – персонажи сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» и др.
- Сюжетные комплекты: детская плита с набором посуды; модель квартиры с набором мебели и игрушками-людьми; модель домика и семьи; атрибуты к играм «Доктор», «Водитель», «Магазин», «Аптека» и др.
- Большая кукла с набором одежды.
- Предметы для формирования соотносящих действий: пирамидки, наборы колец, кастрюли, банки, коробки, разные по размеру и фактуре, и крышки к ним, катушки с тесемками, конструкторы, крупные деревянные пазлы, наборы для нанизывания шариков на палку и др.
- Предметы для формирования орудийных действий: совок, ложки, сачки, тарелки, ленточки, молоточки, удочки, палочки и др. Развитие предметной деятельности происходит при активном участии близких людей, в совместной со взрослым деятельности, поэтому с этими игрушками-предметами советуем играть вместе с ребенком.
- Для повседневных игр можно предложить малышу следующие предметы-игрушки: большой и маленький грузовики; сюжетные игрушки (мишка, зайка); набор «Строитель»; наборы посуды, овощей, фруктов, весы, касса. Эти игрушки помогут ребенку самостоятельно поиграть с куклой (повозить на машине, покормить, уложить спать), построить гараж, поиграть в игру «Гости», «Магазин».
- Помните: одна игрушка должна использоваться в различных играх. Например, дощечка с цветными вставными грибочками поможет не только сформировать у малыша соотносящие действия (нанизывания грибочков), но и при рассказывании сказки «Три медведя» воссоздать атмосферу леса, а также будет полезной при кормлении ежика и окажется незаменимой при формировании восприятия цвета и т. д. Все зависит от вашей фантазии.
Психолог Екатерина Никитина
Фото из интернета