День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Скачут зайки по лесочку

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Речевое развитие начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений.

Логоритмические упражнения для развития общей моторики.

Легко и естественно

До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями.

В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объем информации об окружающем мире. Мышечная радость – основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.

Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект достигается в развитии речи. Малыши с удовольствием повторяют слова, интонацию и движения за взрослым, предвкушая знакомый финал. Игры для малышей подробно описаны в литературе, поэтому ограничимся перечислением наиболее популярных: «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Кот Васька», «Мотыльки», «Кошка и цыплята», «Коршун и цыплята», «Пчелки», «Вороны» и другие.

Подражание животным

Ребенок учится подражая. Наблюдения за животными помогут ребенку, подражая повадкам зверей, совершенствовать свои движения, развивать их выразительность, точность, разнообразие. Он научится управлять своим телом. Понаблюдайте вместе с ним за животными дома, в зоопарке, по телевидению. Назовите точными словами их действия, повадки. Малыш с удовольствием будет изображать то одного, то другого зверя.

Зайки на зарядке

Скачут, скачут по лесочку (Руки возле груди, словно лапки зайцев, прыжки на двух ногах.)

Зайцы – серые клубочки. (Прыжки на двух ногах из стороны в стороны.)

Прыг-скок, прыг-скок. (Прыжки на двух ногах вперед-назад.)

Встал зайчонок на пенек. (Встать прямо.)

Всех построил по порядку. (Приставные шаги.)

Стал показывать зарядку. (Руки – вперед, вверх, вниз.)

Раз! Шагаем все на месте! (Шаги на месте.)

Два! Руками машем вместе! (Прямыми руками перед собой – «ножницы».)

Три! Присели, дружно встали. (Соответственно.)

Все за ушком почесали. (Соответственно.)

На «четыре» – потянулись. (Вытянуть руки вверх, потянуться.)

Пять! Нагнулись и прогнулись. (Соответственно.)

Шесть! Все встали снова в ряд. (Выпрямиться.)

Зашагали, как отряд. (Шаги на месте.)

(Е. Г. Карельская)

Утиная зарядка

Утята вышли утки на зарядку. (Шаги на месте.)

Лапки на мысок, на пятку. (Соответственно.)

Покружились всей гурьбой. (Покружиться на месте.)

Покрутили головой. (Соответственно.)

Вправо – влево, вправо – влево. (Повороты головы, не поднимая плеч.)

Это делают умело. (Руки на пояс, к плечам, вверх.)

Крылышками хлопают. (Помахать руками, как крыльями.)

Лапочками топают. (Соответственно.)

Ходят важно, вперевалку. (Соответственно.)

Прыгают через скакалку. (Попрыгать на двух ногах.)

Вот еще один прыжочек. (Соответственно.)

И уселись на песочек. (Сели на свои места.)

(Е. Г. Карельская)

Жабы

Жабы вышли на лужок. (Шаги на месте.)

Жабы встали все в кружок. (Пошагать по кругу.)

Важно подняли головки. (Соответственно.)

Посмотрите, как мы ловки! (Повороты головы вправо – влево.)

Любим нюхать мы цветочки, (Из кисти руки – «цветок». Втянуть носом воздух, наклоняясь и нюхая «цветок».)

Спать ложимся под листочки. (Руки сложить и положить под щечку.)

Ловим мушек и жуков. (Похлопать ладошка о ладошку: то правая, то левая рука сверху.)

Убегаем от врагов. (Бег на месте.)

Быстро плаваем в воде, (Движения руками, как при плавании.)

Вы найдете нас везде!

(Е. Г. Карельская)

Кто за кем крадется?

Цыпленок на цыпочках крался за кошкой. (Маленькие, семенящие шажочки.)

А кошка на цыпочках шла за Антошкой. (Мягкие кошачьи шаги.)

Антошка на цыпочках двигался к дому. (Соответственно.)

Теперь повернемся, пойдем по-другому. (Развернуться и идти в другую сторону.)

На пятках за кошкой плетется Антошка. (Соответственно.)

За бедным цыпленком – усатая кошка. («Кошачьи» шаги.)

Цыпленок от страха забрался в корзину. (Присесть, обхватив колени руками.)

Сердитая кошка выгнула спину. (Опираясь руками о пол, выгнуть спину.)

(Е. Г. Карельская)

Насекомые над лугом

Жу-жу-жу, — жужжит пчела. — Я лечу издалека (поднимаем руки в стороны и ритмично ими помахать, как крылышками).

Зу-зу-зу, — комар пищит (ритмично «выбрасываем» указательные пальцы вперед). — Уф-уф-уф, — как паровоз.

Шмель пыхтит, пыльцу повез (ритмично притопываем ногами).

Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу. Я любого разбужу» (ритмично хлопаем в ладоши).

Надоедливые мухи

Чай душистый пьем, пыхтим:

Уф-уф-уф, уф-уф-уф (потираем ладонь о ладонь).

Отгоняем веткой мух

Мух-мух-мух, мух-мух-мух (ритмично помахиваем рукой).

А они в варенье сели,

Ели-ели, ели-ели (постукиваем пальцем о ладонь).

Так нам мухи надоели!

Наблюдательность и воображение

Попросите ребенка изобразить то, что он часто видит дома: как мама готовит, как стирает, как он сам собирается на прогулку и т. д. Наблюдательность и воображение развиваются лучше, если малыш старается подробно и точно воспроизвести последовательность действий, движений в процессе игры, прибегая только к помощи жестов (не употребляя предметов).

Сапожки

Во время чтения стихотворения совершать имитационные движения «натягивания сапожек», попеременно напрягая и расслабляя мышцы рук.

Мокрые дорожки,

Лужи на дворе.

Достаем сапожки

Нашей детворе,

Натянули крошки

Сапожки на ножки. Уф!

Побежали, побежали

Прямо по дорожке.

Капуста

Мы капусту рубим-рубим (проговаривать ритмично, ручками показывать, как рубят капусту).

Мы морковку трем, трем (соответственно).

Мы капусту солим-солим (пальчики щепоткой – солим).

Мы капусту мнем-мнем (ручками «мнем» капусту).

Печем торт

Тесто pучками помнем (сжимаем-pазжимаем пальчики),

Сладкий тоpтик испечем (как будто мнем тесто).

Сеpединку смажем джемом (кpуговые движения ладошками),

А веpхушку – сладким кpемом (по плоскости стола)

И кокосовою кpошкой

Мы пpисыплем тоpт немножко («сыплем кpошку» пальчиками обеих pук).

А потом заваpим чай,

В гости дpуга пpиглашай.

Стирка

Трем кулачок о кулачок – «отстирываем пятна». «Полощем» полотенце, затем «отжимаем». Встряхиваем, расправляем ткань. Вешаем на веревку. Зажимаем прищепками.

Варим кашу

Вымоем руки. Снимем с полки и наполним водой кастрюлю. Зажжем горелку. Поставим кастрюлю на плиту. Сыплем из пакета крупу. Помешиваем ложкой кашу. Солим. Накрываем крышкой. Затем пробуем кашу на вкус и раскладываем по тарелкам.

Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук воспитывается специальными упражнениями. Это начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись без излишнего напряжения и в то же время четко и выразительно.

Начните с простых упражнений. Показав упражнение два раза, предложите затем ребенку выполнить его только по вашей команде, без показа. Это развивает его слуховое внимание.

Логопед-дефектолог Наталья Сатирская
Фото из интернета

  • 077 (1241) 27.09.2017

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru