День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Пятидневка vs шестидневка: плюсы и минусы

Нижегородских школьников и их родителей скоро ждут изменения, касающиеся режима обучения. Региональное министерство образования по распоряжению губернатора начало разработку рекомендаций по переходу школ области на пятидневную учебную неделю. О плюсах и минусах пятидневной и шестидневной систем – в нашем материале.

История вопроса

Несколько десятков лет назад сложно было даже представить, что дети по субботам не учатся. У все советских школьников субботний день до обеда был занят учебой, как и предыдущие пять, но ни у тогдашних учеников, ни у их родителей не было даже идеи против этого возражать и возмущаться. Таков был заведенный порядок. В 1967 году в СССР был принят закон о пятидневной рабочей неделе и двух выходных днях для взрослых. Примерно в то же время начались споры и разговоры о том, чтобы и школьников на пятидневку перевести. Ученые от педагогики и медицины начали проводить исследования – с наскоку такие вопросы тогда не решались. Результаты их оказались неоднозначными, и от введения всеобщей пятидневной учебной недели Министерство просвещения тогда отказалось. Так и продолжали советские школьники ходить на уроки по субботам, отчаянно завидуя при этом собственным родителям: у них выходной, а тебя ждет ранний подъем и тернистый путь за знаниями в родную школу.

В начале 90-х пятидневку, особенно для начальных классов, в школах вводили повсеместно. При этом за счет введения новых учебных предметов увеличивался объем программы. Поэтому у школьников, обучавшихся по пятидневке, «неожиданно» появились 7-й и 8-й уроки, к концу которых многие ученики просто-напросто «выключались».

Тем не менее нынешние родители создают и подписывают петиции за внедрение школьной пятидневки, заявляя, что дети недосыпают, портят осанку, непомерно устают, а еще у них формируется негативное отношение к учебе вообще. К тому же получается, что у взрослых с классической рабочей неделей два выходных, а у детей – один. Для многих семей это неудобно: пока дети еще довольно малы, родителям приходится рано вставать в свой законный выходной, чтобы помочь собраться и проводить их в школу; чтобы съездить в выходные всей семьей за город, нужно специально отпрашивать ребенка с субботних уроков, взяв на себя ответственность за изучение им пропущенного учебного материала.

В настоящее время пятидневка или шестидневка в школе зависят от решения руководства конкретного учебного заведения и региона, где оно расположено.

Кратко перечислим основные плюсы и минусы двух систем обучения.

Пятидневная учебная неделя

Пожалуй, о положительных сторонах пятидневки можно долго не рассуждать: большинству взрослых по собственному опыту прекрасно известно, чем удобен такой формат занятости. Но несколько слов о том, почему именно многие школьники и их родители мечтают о введении пятидневки, мы все-таки скажем.

Главный плюс: два свободных дня в неделю, когда не нужно посещать школьные уроки. Особенно это ценно для детей, которые регулярно и серьезно занимаются спортом, музыкой, учатся в художественной школе, ведь у них и без того плотный график, и свободный от школы день здесь очень важен.

Практика показывает, что пятидневная учебная неделя сказывается положительно на здоровье школьников; подготовка домашних заданий к новой неделе проходит легче; папы и мамы несут меньше затрат на школьное питание и проезд.

Обратной стороной медали при этом является большее количество уроков в каждом из пяти оставшихся учебных дней и, соответственно в течение недели придется каждый день готовить больше домашних заданий.

Шестидневная учебная неделя

Минус шестидневки очевиден – почти никакого отдыха. Ребенок учится все семь дней в неделюв субботу после долгой учебы мало кто способен усадить себя за уроки, и домашние задания делаются в воскресенье. Полагаем, что проблематично это не только для школьников, но и для педагогов, ведь у них работы еще больше – нужно проверять письменные работы учеников, готовиться к урокам и так далее.

Положительных моментов учебной шестидневки нашлось не так уж много: меньшее количество уроков в день (пять-шесть); школьные факультативы удобно проводить на седьмых уроках; у ребят больше возможностей посещать занятия в кружках и спортивных секциях в будние дни, по субботам уроки чаще всего хоть немного, но короче, чем в остальные пять учебных дней.

А вот отрицательных моментов мы насчитали куда больше: всего один выходной в неделю, который и выходным-то трудно назвать, потому что, как мы уже сказали, минимум половину воскресенья и ученики, и учителя готовятся к урокам на будущую неделю; у ребят сокращаются возможности для коротких поездок с семьей, посещения культурных, спортивных и иных досуговых мероприятий, у педагогов тоже остается меньше времени на общение со своими семьями.

Мечты и реальность

Многие нижегородские родители сейчас озабоченно прикидывают: что же лучше? Для министра образования Нижегородской области Ольги Петровой такой вопрос не стоит: Ольга Викторовна называет школьную пятидневку своей «материнской мечтой» и считает, что детям и родителям важно отдыхать два дня в неделю, да и учителям сложно восстановиться, имея всего лишь один выходной.

Однако есть важное уточнение, которое касается лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов. Если в обычных общеобразовательных школах особых проблем с переходом на пятидневную систему не предвидится, то здесь дело обстоит иначе. В подобных учебных заведениях у учеников и нагрузка выше, чем в обычных школах, – учащиеся должны пройти большее количество тем и уроков по «профильным» дисциплинам. На пятидневке углубленное изучение более чем одного предмета становится довольно проблематичным (иначе придется жертвовать временем, выделяемым на преподавание каких-то других дисциплин). Как сделать так, чтобы и суббота освободилась, и качество обучения не снизилось? Найти ответ на этот вопрос еще предстоит.

Впрочем, зачастую в семьях, где качественное и конкурентное образование детей является приоритетным, суббота оказывается учебной, даже если они посещают школу с пятидневкой. Все просто, ведь в таком случае другого времени для дополнительных занятий у ребят просто не остается.

Подготовила Ольга Маркичева

Фото из интернета

  • 020 (1642) 17.03.2021

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru