День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Похвала в жизни ребенка

Некоторые родители до сих придерживаются мнения, что похвалой ребенка можно испортить, и тогда он вырастет самоуверенным зазнайкой. И все же большинство современных мам и пап – сторонники использования похвалы и поощрения в воспитании, но часто ударяются в другую крайность, буквально захваливая своих отпрысков. Давайте вместе разберемся, в каких случаях и какими словами стоит подбадривать детей, вдохновляя их на новые свершения.

Нужна ли детям похвала?

Конечно, нужна! Похвала для малышей является ярким доказательством родительской любви. Одобрение тех или иных поступков наравне с порицанием помогает детям разобраться, что хорошо, что плохо, сориентироваться в нормах и правилах жизни в обществе и построить свою «систему координат». Поощряя хорошие поступки ребенка, мы направляем его на правильный путь. Кроме того, наши добрые слова формируют у детей уверенность в собственных силах, чувство значимости и нужности, понимание, что их любят, о них заботятся, за их поступками доброжелательно наблюдают и в случае необходимости готовы помочь.

Похвала поддерживает мотивацию прилагать усилия там, где что-то не сразу получается. Согласитесь, даже взрослым бывает ужасно трудно собрать волю в кулак и завершить работу над проектом, который на очередном совещании нещадно критиковали начальство и коллеги. У детей происходит то же самое: если школьник, к примеру, не понимает химию и его постоянно распекают в школе и дома, говорят, что он не может решить правильно ни одну задачу, у него быстро пропадает желание разбираться в сложном предмете. Однако если взрослые найдут хотя бы крохи, достойные похвалы и одобрения, да еще отметят это вслух, подросток станет заниматься гораздо охотнее и, скорее всего, преодолеет свои учебные трудности.

За что хвалить будем?

Итак, мы выяснили, что похвала играет в жизни и воспитании наших детей значительную роль. Но в каких случаях она уместна, а когда может навредить?

Во-первых, хвалить ребенка нужно непременно за конкретное дело, за реальные предпринятые усилия. Например, если годовичка мы активно хвалим за то, что он учится ходить или начинает самостоятельно пользоваться горшком, то после пяти лет восторги и похвалы по таким поводам уже неуместны. Эти навыки давно закрепились, усилий от ребенка больше не требуют, и похвала как минимум будет выглядеть странно. А вот если дошкольник аккуратно раскрасил картинку, не вылезая карандашом за контур рисунка, одолел сложную для него головоломку, постиг, как из букв получаются слова, – такой успех обязательно нужно поощрить.

Особенно важны одобрение и похвала, если у ребенка не сразу получается чему-то научиться (кувыркаться или взбираться по канату, аккуратно вырезать из бумаги мелкие детали, рассказывать без запинки наизусть стихи или решать задачи по математике). Далеко не всем и не всегда удается все и сразу. И если овладение каким-то навыком требует серьезных усилий, очень важно, чтобы родители заметили прилежание на пути к успеху и подбодрили, похвалили за старание, иначе повторяющиеся неудачи могут отбить у ребенка желание продолжать прилагать усилия.

Как хвалить, чтобы не навредить?

Хвалите ребенка не потому, что он молодец. А потому что он нарисовал красивую картинку. Не за то, что он щедрый, а потому что поделился конфетой с другом. Ребенок должен знать, что именно он сделал правильно, и понимать, за что конкретно его хвалят.

Не стоит хвалить за качества, которые дети получили, не прикладывая к тому никаких усилий: за красивую внешность, хорошие физические данные, талант, умственные способности. Это не значит, что о своих достоинствах, доставшихся от природы, ребенок не должен знать, просто не стоит из раза в раз акцентировать на них внимание. А вот если сын или дочка стараются, чтобы развить в себе определенные качества (например, те же силу и ловкость, если природа их не додала), – здесь усилия и настойчивость, конечно же, заслуживают вашей улыбки и одобрительных слов.

Похвала должна быть яркой, эмоциональной. К примеру, если, бросив взгляд на самодельный картонный домик, над которым малыш провозился целый час и принес вам показать, вы скажете: «Хорошо, молодец» и снова уткнетесь в смартфон, ваши слова не будут иметь воспитательного эффекта. Такая похвала не поддерживает мотивацию ребенка, и, возможно, он больше не захочет что-то мастерить, ведь ему не удалось порадовать и удивить своих близких.

Но если вы отметите его старания, удивитесь тому, какой красивый и аккуратный домик он склеил, а при случае с гордостью покажете поделку бабушке – ваш ребенок запомнит чувство радости и довольства собой и непременно приложит усилия, чтобы испытать их снова.

Никогда не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми, превознося его достоинства и принижая те же качества у других. Так вы только взрастите в нем заносчивость и чувство превосходства, что повлечет сложности в общении с ровесниками. И уж, конечно, не сравнивайте братьев и сестер между собой, чтоб избежать ревности и вражды между вашими детьми. Единственный человек, с которым ребенка сравнивать можно, это… он сам – такой, каким был вчера и каким стал сегодня. Сравнивайте его прошлые и настоящие достижения. «Молодец, ты спел на концерте лучше всех в классе!» – неправильная похвала, а «Просто здорово, что ты пробежал стометровку быстрее, чем месяц назад!» – правильная.

Не говорите своему ненаглядному отпрыску: «Ты лучше всех на свете!» К такой формулировке дети быстро привыкают, а потом ждут ее от родителей в любых ситуациях, как само собой разумеющееся. Но сегодня у ребенка что-то может получиться очень хорошо, а завтра плохо, и будет сложно объяснить, почему это он вдруг уже не самый лучший. Но если добавить к этой фразе всего два слова, акцент в ней будет верный: «Для нас ты лучше всех на свете» – ведь для родителей их ребенок действительно всегда самый лучший.

Шпаргалка для родителей: какими словами хвалить ребенка?

  • Мне нравится способ, который ты нашел, чтобы решить эту задачу.
  • Я горжусь тем, что тебе удалось… (описание действия ребенка)
  • С каждым разом у тебя получается все лучше и лучше!
  • Научишь меня, как это делать?
  • Я не смог бы сделать лучше!
  • Я радуюсь этому успеху вместе с тобой.
  • Я вижу, что ты очень стараешься и не сдаешься, хотя тебе сложно.
  • Мне так нравится, как ты заботишься о младшей сестре (и добавить несколько слов, описывающих конкретные действия старшего ребенка).
  • Я вижу, что могу доверять тебе в… (назвать дело или какой-то аспект).
  • У тебя серьезные намерения добиться (чего-то), и это вызывает уважение.
  • Ты сам нашел нужное решение.
  • Мы благодарны тебе за работу, которую ты проделал, чтобы мы смогли (назвать, какую пользу действия ребенка принесли семье).

Подготовила Ольга Маркичева

Фото из интернета 

  • 012 (1634) 17.02.2021

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru