День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Ох уж эти двухлетки!

К 2–3 годам ребенок приобретает определенный багаж навыков и представлений о себе и об окружающем его мире. Если на первом году жизни ребенка не было нарушений в системе родители–ребенок, то к пресловутому «кризису 2–3 лет» он должен подойти, имея внутри себя полную уверенность в любви близких людей, с удовлетворением потребности в безопасности и привязанности. Тогда и кризис пройдет незаметно или почти незаметно.

Во власти эмоций

В зависимости от предшествующего опыта, полученного ребенком, от состояния здоровья малыша, в зависимости от текущей семейной ситуации этот возраст может пройти либо относительно спокойно для родителей и самого ребенка. А может иметь выраженные «особенности» поведения, эмоционального реагирования и в какой-то степени закрепиться на долгие годы.

Главная особенность двух-трехлетнего малыша в том, что он еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.

Что важно ребенку в этом возрасте?

– Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.

– Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.

– Развивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления.

– Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.

– Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия в его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».

– Систематичность, ритмичность и повторяемость жизни, то есть четкое соблюдение режима.

– Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2–3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, бросать вещи.

– Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов, и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.

– То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности, или радоваться заранее тому, что ему еще нескоро подарят.

Родители должны понимать, что…

– Энергичный и активный ребенок – это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнерами по игре.

– Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!

– Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.

– Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать один предмет в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2–3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, так как ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.

– Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.

– Объяснять и показывать, что «хорошо», а что «плохо». Поощрять к добрым делам. Поощрять самостоятельность.

– Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое проходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.

– Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.

– Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость и слезы ребенка, когда у него не получается какая-то сложная задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание на другой предмет.

(Продолжение в следующем номере.)

Екатерина Никитина
Фото из интернета

  • 015 (1179) 01.03.2017

Свежий номер

Свежий номер

091 (1255) 08.11.2017
Все видео


Партнеры


gosu

© 2017  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru