Визуализируем процесс
По словам консультанта-методиста по финансовой грамотности проекта Минфина России Юлии Чиндиной, для маленьких детей, чтобы приучать их к деньгам, можно выделить несколько монет для счета. В этом возрасте рассказывают о номинале, показывают признаки подлинности, говорят, что на желаемую покупку можно накопить.
При этом должна быть поставлена какая-то цель, например копить на понравившуюся игрушку. Собирать деньги можно в обычную прозрачную банку, чтобы ребенок видел, как прибавляются деньги. А если на игрушку потратили, то малыш должен видеть: были деньги, а сейчас их нет.
Визуализировать процесс покупки и продажи можно с помощью игры в магазин. Дети любят в этом возрасте помогать взрослым, забирать деньги, отданные кассиром на сдачу.
– Пять-шесть лет – оптимальный возраст, когда нужно разговаривать о деньгах, – считает ведущий специалист одного из банков России Валерия Францева. – В этом возрасте дети немного умеют считать, приобретать небольшие покупки. Нужно задать здоровое восприятие денег, объяснить, что деньги – средство достижения целей, но на них нельзя купить все.
Даем карманные деньги
В шесть-семь лет можно начинать давать карманные деньги, чтобы дети научились ими распоряжаться. При этом карманные деньги малыши могут тратить на что угодно по своему усмотрению. Деньги на транспорт и питание в школе идут у родителей по другой статье расходов.
При этом надо понимать, что планировать в этом возрасте ваш сын или дочь еще не умеет, поэтому собственные средства ей или ему нужно выделять на короткий срок. Например, давать деньги один раз в неделю. А если они их сразу потратили, не ругать, а объяснять: мама и папа два раза в месяц получают зарплату, а если они ее сразу потратят, работодатель им больше не даст. Так же и здесь.
Идеально будет, если вместе с родителями малыш будет обсуждать, на что можно и стоит потратить выданные средства. В этом случае родители подскажут, что такое необязательные покупки, а какие необходимые.
Учим вести бюджет
В девять-десять лет, по мнению Валерии Францевой, ребенку можно объяснить, что такое бюджет, научить, как вести учет всех доходов и расходов. В этом возрасте дети уже могут анализировать, какие траты были необходимыми, а какие просто желаемыми.
– Краеугольный камень – доверие, – говорит эксперт. – Обычно чем старше ребенок, тем большую сумму можно давать и на более долгий срок. Если в шесть-семь лет – на неделю, то старше – на две-три недели или месяц. Не все дети справляются с соблазном, чтобы не пойти и потратить. Даже не каждый взрослый справляется с этим! У детей получить 500 рублей на две недели и сразу их потратить – соблазн гигантский. Здесь вопрос, как поступит ребенок и как поступите вы. Психологи говорят, если ребенок потратил в первый день, а на следующий день пришел и попросил денег на кино, нужно провести беседу и сказать, что мы так не договаривались. Мы договорились, что ты получаешь деньги на две недели, как мы получаем зарплату. Если я спущу ее в первый день, работодатель мне новую не даст. Он скажет, живи как хочешь.
Углубляем знания
В десять-двенадцать лет дети углубляют ранее полученные знания. Они уже могут ставить крупные финансовые цели, поэтому в этом возрасте детей нужно вовлекать в процесс планирования бюджета. Можно предложить запланировать какие-то свои расходы, например покупки к школе. Если ребенок говорит, хочу новый гардероб, стоит попросить написать список, обсчитать и сравнить с имеющимися возможностями.
В этом возрасте многие дети, глядя на сверстников, требуют такие же дорогие гаджеты, как у них. Эксперты советуют вместе с ребенком сесть и посчитать, сколько потребуется времени, чтобы купить дорогой айфон. Предложите это сделать сыну или дочери за карманные деньги: пусть копит на приглянувшуюся вещь. Возможно, когда он или она поймут, что для того, чтобы получить гаджет, как у соседки по парте, нужно пять-шесть лет, ребенок самостоятельно решит не тратить на это время и от него откажется.
Также в этом возрасте дети начинают активно пользоваться интернетом. Значит, важно проговорить, как это сделать безопасно. Рассказать о правилах: нельзя тыкать во все ссылки, которые приходят, и открывать их, не делиться личной информацией и данными банковских карт. При этом беседовать о компьютерной безопасности надо в доверительном тоне, чтобы, если что-то произойдет, ребенок не боялся к вам прийти и рассказать о проблеме.
Говорим об инвестициях
В тринадцать-пятнадцать лет ребенку разрешают открыть дебетовую карту. По словам Валерии Францевой, они могут быть либо самостоятельные, либо дополнительные, привязанные к счету родителя. Как правило, подросток любит ими пользоваться: принимать или отправлять переводы, совершать покупки в интернете. И разумеется, он должен знать о финансовой безопасности.
В этом возрасте дети уже могут понимать суть кредитования. Надо объяснить, чем оно может быть полезно: чтобы приобрести вещь, цена на которую может повыситься. В шестнадцать-восемнадцать лет стоит рассказать про разницу в банковских вкладах, про инструменты инвестирования, про риски, которые сопровождают.
– Даже если сам взрослый не инвестирует, не стоит запрещать этого ребенку, – считает эксперт. – Можно открыть ему на сумму, которую не жалко потерять, брокерский счет. Пусть наблюдает за движениями акций или облигаций.
Учимся сами
Но, как отмечают специалисты, чтобы вырастить финансово грамотного человека, родителям тоже надо быть финансово грамотными. Им также важно заниматься своим воспитанием и знать, как управлять деньгами: зарабатывать, планировать будущее, уметь ставить финансовые цели и отличать необходимые траты от просто желаемых.
С 22 по 28 марта проходит Всероссийская неделя финансовой грамотности. Это ежегодный образовательный марафон, который помогает детям найти ответы на любые вопросы о деньгах, а родителям и учителям – узнать больше о финансовом воспитании. Главные события происходят онлайн на площадке популярной социальной сети – vk.com/vashifinancy. Организаторами Недели выступают Минфин и Банк России.
Ключевыми темами в этот раз стали противодействие финансовому мошенничеству, молодежное предпринимательство, диалог поколений о финансах в семье. Участников ожидают прямые эфиры со знаменитостями, финансовыми экспертами, полезные лайфхаки, тесты и конкурсы. Например, самым юным участникам предлагают придумать название и дизайн монет и купюр для героев анимационного сериала «Смешарики».
Дарья Светланова
Фото из архива редакции