День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Энергию – в мирное русло

В прошлом номере мы начали разговор о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Сегодня мы расскажем о специально разработанных играх, которые помогут гиперактивному ребенку научиться контролировать и управлять своими эмоциями, поведением и вниманием, то есть направлять энергию в нужное русло.

«Что звучит?»

Пусть ребенок закроет глаза и постарается услышать все звуки в комнате и за ее пределами. Спросите его о происхождении этих звуков. Чтобы было интереснее, можно специально организовать некоторые шумы и звуки. Постучите по различным предметам в комнате, хлопните дверью, пошуршите газетой и т. д.

«Прикосновение»

Заранее подготовьте предметы, которые изготовлены из различных материалов. Кусочки меха, изделия из дерева или стекла, из бумаги или других материалов. Разложите перед ребенком на столе эти предметы. Дайте ему время рассмотреть их, затем предложите закрыть глаза. Задача игрока – на ощупь догадаться, какой перед ним предмет. Главное, не спешить и не торопить ребенка. Такая игра для гиперактивных детей позволяет снять нервное напряжение, расслабиться, развить тактильные ощущения.

«Лови – не лови»

Правила этой игры похожи на всем известный способ играть в «Съедобное – несъедобное». Только условие, когда ребенок ловит мяч, а когда нет, может меняться в каждом коне игры, например один кон игры мог бы называться «Мебель – не мебель». Аналогично можно играть в такие варианты, как «Рыба – не рыба», «Транспорт – не транспорт», «Летает – не летает» и множество других.

«Внимательный взгляд»

Выберите маленькую игрушку или предмет, который ребенку предстоит найти. Дайте ему возможность запомнить, что это такое, а затем попросите ребенка выйти из комнаты. Когда он выполнит эту просьбу, поставьте выбранный предмет на доступном взгляду месте. Игрушка должна стоять так, чтобы играющий мог ее обнаружить, не дотрагиваясь до предметов в комнате, а просто внимательно их рассматривая.

Игра «Цап!»

Взрослый слегка поднимает руку и вытягивает ее вперед. Играющие приставляют указательные пальцы к ладони снизу, а сами движутся по кругу под слова водящего:

Кто под крышей?

Кошки, мышки,

Зайцы и зайчишки.

Папа, мама, жаба: цап!

Услышав слово «цап», нужно быстро отдернуть пальцы, иначе водящий схватит палец зазевавшегося.

Игра «Штанга»

Попросите ребенка представить себя в роли штангиста. Дайте установку: «А теперь возьми штангу полегче и поднимай ее над головой. Сделай вдох, подними штангу, зафиксируй это положение, чтобы судьи засчитали тебе победу. Тяжело так стоять – брось штангу, выдохни. Расслабься». Упражнение можно выполнить несколько раз.

Игра «Замри»

В этой игре ребенку необходимо быть внимательным и суметь преодолеть двигательный автоматизм, контролируя свои действия.

Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключите звук, игрок должен замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина.

«Все наоборот»

Эту игру очень любят гиперактивные дети. Она позволяет выработать внимание и послушание. Ведущим должен быть взрослый. Ход игры заключается в следующем: ведущий показывает определенное движение, а ребенку необходимо выполнить движение наоборот. Например, ведущий опустил руки, ребенок поднимает, ведущий присел, ребенок должен подпрыгнуть, ведущий отвел руку влево, ребенок отводит руку вправо. Данная игра даст ребенку возможность поперечить, а заодно и быстро мыслить, ведь надо продумать, как показать движение наоборот. Для усложнения игры можно попросить ребенка подбирать попутно к слову, которое произносит ведущий, антоним, например быстрый–медленный, сидеть–стоять, горячий–холодный, добрый–злой и т. д.

«Молчу–шепчу–кричу»

Гиперактивным детям тяжело регулировать свою речь, зачастую они торопятся, глотая слова, или говорят слишком громко. Эта игра поможет исправить имеющиеся проблемы.

В процессе игры необходимо стимулировать ребенка чередовать громкость речи и следить за тем, чтобы он говорил медленно и четко. Необходимо обязательно заранее оговорить знаки, по которым игроку нужно будет говорить то громко, то тихо или же вовсе молчать.

Например, если ведущий коснется кончика носа, ребенку необходимо перейти на шепот и замедлить движения; если скрестит руки – игрок должен говорить громко, бегать и кричать. Но если вдруг ведущий коснется своей макушки – ребенку нужно будет замолчать и замереть. Запомните, очень важно эту игру заканчивать на этапах «шепчу–молчу», чтобы не возбуждать психику.

Не ждите быстрых результатов и не думайте, что гиперактивный ребенок – это наказание. Задача родителей сводится к тому, чтобы направить неуемную энергию своего чересчур активного малыша в нужное русло. Важна планомерность, терпение, любовь и вера в своего ребенка, и постепенно ситуация начнет меняться в лучшую сторону.

Еще раз рекомендации для родителей

  • В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи.
  • Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  • Говорите сдержанно, спокойно, мягко. Старайтесь не кричать на ребенка. Добиться криком послушания от гиперактивного ребенка не получится, а вот его психика (и в первую очередь самооценка) будет страдать. Старайтесь объяснять ему все спокойным тоном, при этом важно, чтобы ваше общение происходило на равных позициях. Для этого можно посадить ребенка возле себя или присесть перед ним на корточки. В таких условиях общение, а также критика будут восприниматься ребенком с наибольшей пользой.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
  • Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее действие.
  • Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте шумных, беспокойных приятелей.
  • Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
  • Формируйте у малыша различные физические умения, так как это универсальное средство, помогающее развитию всех функций и процессов мозга: мышления, памяти, внимания, координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
  • Самое страшное наказание для гиперактивного ребенка – это стоять в углу. В таком положении он ограничен физически и пространственно, что отрицательно сказывается на его психическом состоянии. Такая мера наказания может развить в гиперактивном ребенке фобии, комплексы, снизить самооценку и т. д. Поэтому старайтесь избегать такого вида наказания при взаимодействии с гиперактивными малышами.

Психолог Екатерина Никитина
Фото из интернета

  • 038 (1202) 17.05.2017

Свежий номер

Свежий номер

091 (1255) 08.11.2017
Все видео


Партнеры


gosu

© 2017  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru