День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Активный или гиперактивный?

Педагоги и родители нередко сталкиваются с проблемой обучения и воспитания так называемых «трудных» детей. Часто в эту категорию попадают гиперактивные дети. «Гиперактивность» в переводе с английского – слишком, чрезмерно большая активность. Какие они – гиперактивные дети и как родителям выстраивать отношения с трудными детьми?

 

Шумность и импульсивность у малышей

Гиперактивный ребенок – это малыш с двигательной расторможенностью, невнимательностью, суетливостью, который часто не завершает начатое дело.

Из-за своей импульсивности гиперактивные дети могут попадать в несчастные случаи и являются нарушителями правил поведения. Совершая необдуманный поступок, ребенок сразу же в нем раскаивается, уверяет взрослых в том, что больше не будет вести себя «плохо», но, попадая в сходную ситуацию, вновь повторяет шалости. Такие дети долгое время не могут усидеть на одном месте, находятся в постоянном нецеленаправленном движении: вскакивают, бегают, прыгают, а при необходимости сидеть – продолжают двигать ногами и руками. Они, как правило, болтливы, шумливы. Этим детям необходима постоянная смена деятельности, новые впечатления. Последовательно и целенаправленно заниматься одним делом гиперактивный ребенок может только после значительной физической нагрузки.

Могут иметь место и проблемы в общении со сверстниками: дети часто отвергают его, так как с ним трудно играть из-за его суетливости, стремления все время менять условия игры или переходить от одного вида игры к другому. Довольно часто такие детки бывают агрессивны и вызывают множество конфликтов и споров в коллективе.

Нарушение внимание у подростков

К подростковому возрасту гиперактивность у детей значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. При этом возможно нарастание нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение успеваемости. По данным некоторых исследователей, нарушения познавательных функций и поведения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и более чем у 50% взрослых, которым в детстве ставился диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Возможные причины

Такое поведение может быть следствием как перцептивных и неврологических двигательных расстройств, так и психологических проблем. К примеру, боязливые, раздражительные, тревожные дети могут производить впечатление гиперактивных.

Некоторые исследователи предполагают, что гиперактивность имеет генетическую основу, так как зачастую такие детки рождаются в семьях, в которых такой диагноз ставили маме, или папе, или другому близкому родственнику. Существуют предположения, что такой диагноз является следствием перинатальных осложнений, тяжелых патологических родов.

Ждать спонтанного исчезновения гиперактивности, не принимая мер коррекции и профилактики, нельзя. Лечение и воспитание ребенка должно проводиться многими специалистами: неврологом, психологом, педагогом, при необходимости психиатром, при активном содействии родителей.

Но синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – это медицинский диагноз, который может поставить только врач. Поэтому, если вы заподозрили у своих детей СДВГ, непременно обратитесь к неврологу или детскому психологу, чтобы провести обследование ребенка.

Важны порядок и минимализм

• Организуйте ребенку личное пространство: своя комната (если есть возможность), игровая зона, стол для занятий, спортивный уголок. Это пространство должно быть хорошо продумано и спланировано; для всех личных вещей ребенка должны быть устроены удобные системы хранения. Соблюдение общего принципа порядка в комнате и в вещах при воспитании гиперактивного ребенка особенно важно.

• Комната ребенка должна быть подчинена принципу «минимализма»: спокойные цвета обоев, занавесок, небольшое количество мебели. Игрушки, кроме самых любимых, должны быть убраны в закрытые шкафчики и емкости, чтобы посторонние предметы не отвлекали малыша от его занятий.

• Обезопасьте квартиру – уберите подальше аптечку, бьющиеся и острые предметы, опасные вещества (бытовые ядохимикаты, чистящие и моющие средства), поставьте ограничители на окна и заглушки на розетки.

Режим дня

Гиперактивному ребенку очень сложно сконцентрироваться на соблюдении определенных норм и правил. Самые первые нормы, с которыми встречается в своей жизни маленький человечек, – это распорядок дня. Если взрослые члены семьи возьмут на себя обязанности по четкому соблюдению режима, то из этого процесса можно извлечь следующую пользу. Во-первых, жесткое следование порядку в доме будет постепенно, но ежедневно обучать маленького кроху структуре, что будет развивать его концентрацию на своих обязанностях. Во-вторых, соблюдение режима дня позволит ребенку не переутомляться, вовремя есть и вовремя отдыхать.

Спокойствие, только спокойствие!

Понятно, что гиперактивный малыш утомляет не только себя, но и всех, кто его окружает. Но его родным необходимо сохранять спокойствие и оберегать его от утомления.

* Говорите сдержанно, спокойно, мягко. Старайтесь не кричать на ребенка. Добиться криком послушания от гиперактивного ребенка не получится, а вот его психика (и в первую очередь самооценка) будет страдать. Старайтесь объяснять ему все спокойным тоном, при этом важно, чтобы ваше общение происходило «на равных» позициях. Для этого можно посадить ребенка возле себя или присесть перед ним на корточки. В таких условиях общение, а также критика, будут восприниматься ребенком с наибольшей пользой.

* Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

* Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

* Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение). Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи.

* Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее действие.

* Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте шумных, беспокойных приятелей.

* Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

* Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

* Формируйте у малыша различные физические умения, так как это универсальное средство, помогающее развитию всех функций и процессов мозга: мышления, памяти, внимания, координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.

* Не ставьте гиперактивного ребенка в угол – для него это самое страшное наказание. В таком положении он ограничен физически и пространственно, что отрицательно сказывается на его психическом состоянии. Такая мера наказания может развить в гиперактивном ребенке фобии, комплексы, снизить самооценку.

* Чтобы помочь гиперактивному ребенку научиться контролировать и управлять своими эмоциями, поведением и вниманием, специалисты разработали специальные игры, о которых мы расскажем в следующем номере нашей газеты.

Психолог Екатерина Никитина
Фото из интернета

  • 036 (1200) 11.05.2017

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru