День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Нападения в школах: что делать и кто виноват

31 января в состоялось очередное заседание нижегородского Эксперт-клуба. Темой заседания стали нападения в школах, которые то и дело потрясают и нашу страну, и другие государства. Нижегородские депутаты, специалисты, педагоги и психологи, социологи, журналисты размышляли, кто виноват в этом явлении и как с ним бороться.

Школьные годы чудесные

Последние события, произошедшие в нашей стране, откровенно говоря, шокируют: в течение одной недели три нападения на школы в разных регионах страны с пострадавшими детьми и учителями. Раньше подобное казалось немыслимым, поэтому основной задачей клуба являлось привлечь внимание к этим событиям и попытаться разобраться в сути и природе этого явления.

Можно ли предвидеть и предотвращать подобные события? Кто и как это мог бы сделать? Можно ли превратить школу в неприступную крепость? А главное, надо ли это делать? За пределами школы подобное тоже вполне возможно. Что происходит с нашими детьми и с нашим обществом, если появляются подобные невменяемые продукты нашей образовательной системы?

В социальных сетях сейчас очень активно обсуждают ситуации, связанные с нападениями в школах. Можно выделить три позиции. Одни – как правило, психологи, – считают, что это стало возможным, потому что это подробно описывается в интернете и по телевизору, и подростки начинают копировать подобное поведение. Например, массовое убийство в школе «Колумбайн» лежит в основе подобных нападений как самый яркий пример, произошедший в США. Другие считают, что виноваты взрослые, виновата система, виноваты школа. Отсюда возникает вопрос: «А с какого возраста дети начинают нести ответственность?» Третьи уверены, что во всем виноват интернет, где подростка сложно оградить от какой-либо информации.

– Часто говорят, что молодое поколение – это иностранцы. А у меня ощущение, что сегодня иностранцами оказались мы. А вот молодежь в этом мире чувствует себя хорошо и для них все происходящее нормально. То есть не они у нас в гостях, а мы у них в гостях. Не они нас не понимают, а мы их. Может быть, отсюда идет вес шлейф проблем, – считает Александр Суханов, кандидат философских наук, координатор Нижегородского эксперт-клуба.

Воспитанные интернетом

Многие эксперты клуба отмечали, что на сегодняшний день существует проблема отсутствия живого общения с молодежью, а значит, и воспитательный процесс. Это касается не только родителей, но и образовательных учреждений. Сейчас финансируется только учебный процесс, а не воспитательный. Интернет – стал альтернативой воспитателю. Также много говорилось о том, что нынешние законы так устроены, что отбрасывают воспитание на второй план. «У родителей и у ребенка много прав, но нет обязанностей».

Активно обсуждалась тема культурного диссонанса между взрослым и молодым поколением. Ученые называют это «разрыв логических уровней».

– Основной вопрос философии: что первично – сознание или материя, – сейчас склоняется в сторону сознания. Существует различные психо и социотехники, которые отлично могут регулировать сознание, появились многие инструменты. И вот это поколение, рожденное в 1997 года и позже, – это люди, которые уже отключены от тех источников воспитания, передачи традиций и образцов поведения, которые всегда служили тормозом для людей старшего поколения. Каждое новое поколение демонстрирует протестное поведение, это нормально. Но тут речь о том, что с развитием технологий потерялся мостик между поколениями. Блогосфера, просмотры каналов в интернете позволяют молодежи жить в дополненной реальности. Виртуализация и отключение от родителей и учителей происходит потому, что они «гуглят» (сленг. «гуглить» – искать информацию при помощи поисковой системы Google или, расширительно, с помощью любого другого аналогичного средства. – Прим. автора). Они уверены, что ни родители, ни учителя не знают больше, чем Алиса, Сири и прочие (приложения, которые используют обработку естественной речи, чтобы отвечать на вопросы и давать рекомендации. – Прим. автора). Если мы перестаем быть для них мостиком культурной передачи, перестаем быть для них примером для повторения, то получаем такие страшные последствия – такова позиция профессора, доктора экономических наук Василия Козлова.

Сергей Наумов, экс-министр образования Нижегородской области и эксперт по проблемам образования, сетовал на утрату идеологии воспитания и говорил о том, что она должна проходить через семью и затрагивать множество общественных институтов.

Многие члены эксперт-клуба говорили о том, что подобные проблемы идут из семьи, поэтому необходимо работать как с учителями, так и с родителями.

– Наложение запретов абсолютно бессмысленно. Интернет опережает все наши меры, – отметила Елена Барышникова, руководитель аппарата уполномоченного по правам человека в Нижегородской области.

Больше общаться и заслужить доверие

Поведение детей – это всегда отражение процессов, происходящих в обществе. Маргарита Ушакова, уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области, предложила несколько способов избежать повторения подобных ситуаций нападений в школе. По ее мнению, работа психологических и социальных служб, силовые методы – всевозможные рамки, тревожные кнопки и пр. в учебных заведениях, а также социальная работа с семьей могут спасти положение.

Но повсеместное повышение мер безопасности требует огромных финансов и при этом не является гарантом безопасности, так как дети могут проявлять агрессию, используя не нож, а, например, камни, палки и прочие сподручные средства. Идея патриотического воспитания, о которой говорили многие, тоже довольно противоречива, так как может привести к конфликтам на почве национализма.

Бесспорным остается только то, что детям нужно живое человеческое общение и забота со стороны как родителей, так и учителей. А старшему поколению необходимо быть ближе к молодежи, разбираться в молодежных трендах, чтобы заслужить доверие и быть в курсе всего, что происходит в жизни детей.

Дарья Королева

Фото из интернета

Справка

Массовое убийство в школе «Колумбайн» – заранее подготовленное нападение двух учеников старших классов на остальных учеников и персонал в своей школе с применением стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств. Произошло 20 апреля 1999 года в школе «Колумбайн» округа Джефферсон, штат Колорадо. Нападавшие ранили 37 человек, из них 13 – смертельно, после чего застрелились сами.


Свежий номер

Свежий номер

069 (1341) 15.08.2018
Все видео


Партнеры


gosu

© 2018  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru