День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

«Учитель, воспитай ученика…»

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/uchitel-vospitaj-uchenika#sigProGalleriacb0170719b
joomlamodniyportal.ru

8 октября в Нижнем Новгороде состоялся форум «Учитель и наука. Практики, компетенции, достижения». Ярким событием в рамках этого форума стало вручение 12 учителям Приволжского федерального округа первой всероссийской премии «Исток» имени академика Петрянова-Соколова. Подробности в нашем материале.

Всероссийский слет педагогов

Форум, на который собрались представители сферы образования из 29 российских регионов, проходил в рамках Года науки и технологий. Его организаторами выступило министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области совместно с НГПУ имени Минина при поддержке Министерства просвещения России и экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика». Целью форума стало создание площадки всероссийского уровня для обсуждения экспертами перспектив и возможностей влияния исследовательского потенциала педагогов на развитие инновационного мышления школьников, овладение новыми компетенциями и профессионально-личностное совершенствование самих учителей.

Согласно мнению основного инициатора форума «Учитель и наука» президента Российской академии наук Александра Сергеева,

– Учитель должен быть исследователем в области педагогики или психологии. Однако в своей работе педагог должен быть окружен учеными других направлений, так как последние должны быть заинтересованы в подготовке новых кадров.

Среди участников форума были представители органов управления системы образования, директора и учителя общеобразовательных школ, представители ведущих педагогических вузов России – всего около 150 человек.

Площадкой для проведения столь масштабного мероприятия стал Мининский университет – старейший педагогический вуз нашего региона, который в этом году отмечает свой 110-летний юбилей:

– Мининский университет важен не только для Нижегородской области, но и для прилегающих регионов. Одна из задач, которая стоит перед нами в связи со строительством новых школ, это создание кадрового ресурса. Роль лидера в этом, конечно, у Мининского. Это вуз, на базе которого мы создали региональный педагогический кластер: это и губернский колледж, 29 психолого-педагогических классов в школах региона. Мининский университет – это идеолог и драйвер в плане развития педагогического направления Нижегородской области, – рассказала министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова.

Конкуренция за умы и технологии

По видео-конференц-связи к участникам форума со словами приветствия обратились министр образования РФ Сергей Кравцов и президент Российской академии образования Ольга Васильева.

Президент Российской академии наук в своем выступлении на открытии форума подчеркнул, что конкуренция между ведущими мировыми державами в наши дни это уже «не борьба за минеральные ресурсы, а борьба за тех, кто быстрее сможет преобразовать новые знания в технологии»:

– Сегодня будущее нашей страны связано с развитием технологий, и именно от учителя зависит, захотят ли его ученики заниматься высокими технологиями и наукой. Роль российского учителя чрезвычайно высока, и наша задача – сделать так, чтобы педагогика была одной из определяющих сфер развития общества. Необходимо, чтобы все заинтересованные министерства и ведомства сформулировали общее видение, как подготовить, профессионально ориентировать и помочь реализоваться молодым специалистам, – сказал Александр Сергеев.

Татьяна Терентьева, заместитель генерального директора по персоналу госкорпорации «Росатом», разделяет такое мнение:

– Нам действительно очень важны профессиональные пробы детей. Это и школьные уроки, и кружки, и технопарки, где школьники себя ищут, пробуют в разных сферах деятельности, радуются, когда у них впервые что-то получается. Мы как работодатели заинтересованы в этой «битве за таланты». Сейчас побеждает тот, у кого будут лучшие кадры и лучшая система подготовки этих кадров, наиболее эффективная, притягательная для молодых ребят. Нам повезло, потому что в нашем регионе очень велик научно-технологический потенциал. Это вдохновляет молодежь, ей интересны большие и важные идеи, большая наука. Призываю наших любимых педагогов не стесняться, активнее себя проявлять, в том числе в социальных сетях, делиться своим опытом, формировать свое профессиональное сообщество. «Учитель» – это магнетическое слово, миссия у вас очень благородная. Хочу сказать вам огромное спасибо за ваш труд и терпение.

В формате открытых разговоров, панельных дискуссий и круглых столов участники форума обсудили различные темы: наставничество как институт формирования исследовательских компетенций учителя и ученика, психолого-педагогические классы как новое поколение учительства, университет как центр подготовки специалистов для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями, цифровую трансформацию школы, региональную систему профессионального развития педагогов.

– Форум «Учитель и наука» объединил экспертов-практиков, представителей профессии и людей, принимающих решения и определяющих вектор развития системы образования из 29 регионов страны. Это площадка для обсуждения самых актуальных вопросов не только педагогики, но и всей сферы образования: пути развития современного учителя как исследователя, как ученого, реализующего собственную

научную повестку и создающего исследовательское пространство вокруг себя. Это важно, поскольку учитель в науке – это человек, способный самостоятельно развиваться, формировать команду единомышленников, брать на себя ответственность за результаты. Это универсальные слагаемые академического лидерства и жизненная необходимость в развитии современного образования, – рассказал и. о. ректора Мининского университета Виктор Сдобняков.

В рамках форума в НГПУ открылся обновленный планетарий и астрономический класс музея просвещения Мининского университета. Здесь собраны уникальные экспонаты XIX–XX веков. Планетарий в Мининском существовал с 1965 года. Теперь он оснащен четырехпроекторной проекционной системой и демонстрирует изображение высочайшего качества. Здесь можно увидеть не только планеты и звездное небо, но и любые объекты виртуальной реальности. В планетарии будут проходить занятия с учителями астрономии, физики, биологии, а также экскурсии для школьников.

Награда для учителя

Самым торжественным и запоминающимся моментом форума стало, пожалуй, вручение первой премии «Исток» имени академика Петрянова-Соколова.

Интрига сохранялась до последнего: лауреаты премии, хоть и присутствовали в зале, до того момента, как были озвучены их фамилии, даже не подозревали о том, что им присуждена такая награда.

Как рассказала председатель жюри, главный редактор журнала «Химия и жизнь» Любовь Стрельникова, условия получения премии «Исток» организаторы специально сделали похожими на условия Нобелевской премии: «Это и есть своего рода нобелевка для учителей. Никакого самовыдвижения и строгая конфиденциальность».

Кандидатов на премию «Исток» втайне от них самих и руководства школ, где они трудятся, выдвигали Институты развития образования восьми регионов ПФО: республик Мордовия и Чувашия, Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Саратовской и Ульяновской областей.

– Выбрать номинантов премии из всех кандидатур было действительно сложно: хороших учителей очень много, – поделилась Любовь Стрельникова. – Мы отбирали их по совершенно особым критериям, главным из которых стали отзывы учеников и их родителей. Почему мы вручаем ее именно в Нижнем Новгороде? Академик Петрянов-Соколов, как и нынешний президент Академии наук, сын богатой талантами Нижегородской земли. Почему у нашей новой премии такое название? Мы считаем, что исток – это начало всего. Игорь Васильевич Петрянов-Соколов полагал, что учитель и есть «начало всего», он с чрезвычайным уважением относился к людям этой великой профессии, сам был лауреатом премии имени выдающегося педагога Ушинского и эту свою награду ценил больше многих других.

Заместитель генерального директора по персоналу госкорпорации «Росатом», которая и сформировала премиальный фонд 2021 года (каждый из 12 лауреатов получил по 250 тысяч рублей), добавила:

– На мой взгляд, премия «Исток» имени Петрянова-Соколова – это история очень правильная. Ученый, в честь которого она названа, удивительный. Он 60 лет проработал у нас в Институте имени Карпова, это талантливый исследователь и изобретатель, общественный деятель, популяризатор науки – словом, ролевая модель выбрана очень правильная.

По словам принимавшего участие в церемонии награждения заместителя губернатора Нижегородской области Андрея Саносяна:

– Вручение первой премии имени академика Игоря Васильевича Петрянова-Соколова на нижегородской земле весьма символично. Церемония награждения проводится в Год науки и технологий, в год 800-летия Нижнего Новгорода. Кроме того, на днях три нижегородских университета сумели блестяще продемонстрировать свой потенциал, попав в число вузов-финалистов, отобранных для участия в программе «Приоритет-2030».

Конечно, такие успехи появились не на пустом месте, во многом они обусловлены развитым школьным образованием, имеющим давние традиции и большой опыт качественной подготовки, тесным взаимодействием вузовского сообщества со школьными учителями.

Первыми лауреатами премии «Исток» стали 12 педагогов Приволжского федерального округа. В их числе двое наших земляков: Александр Курашкин, преподаватель физики нижегородского лицея № 40, и Валентин Лебедев, учитель химии школы поселка Центральный Богородского района Нижегородской области.

Как сказал Александр Курашкин, вручение премии стало для него большим сюрпризом:

– Это абсолютная неожиданность! Мне просто позвонили и пригласили на форум для учителей, поэтому я здесь. Совершенно ничего не знал о том, что меня выдвинули на эту премию, не знаю, кто это сделал, и не вполне уверен, что действительно ее заслуживаю, хотя, конечно, это очень приятно.

Справка

Игорь Васильевич Петрянов-Соколов (1907−1996) – выдающийся ученый, член Академии наук СССР и Российской академии наук, Герой Социалистического Труда, создатель научно-популярного журнала «Химия и жизнь», просветитель и популяризатор науки, придававший огромное значение работе со школьниками, студентами и молодыми исследователями. Родился в Бутурлинском районе Нижегородской области.

Премия «Исток» имени академика Петрянова-Соколова была учреждена в 2020 году губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным, президентом Российской академии наук Александром Сергеевым в партнерстве с корпорацией «Росатом» и Российским химическим обществом имени Менделеева. По замыслу учредителей, премия

будет присуждаться ежегодно учителям физики, химии и биологии, добившимся выдающихся успехов в обучении будущих ученых-исследователей, инженеров и технологов, вдохновившим своих учеников на выбор профессии в области науки и высоких технологий.

Ольга Маркичева

Фото предоставлены пресс-службой правительства Нижегородской области 

  • 083 (1705) 13.10.2021

Свежий номер

Свежий номер

086 (1707) 20.10.2021

Партнеры


 gosu

© 2021  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru