День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Цифровое будущее

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/strategiya-zavtrashnego-dnya/tsifrovoe-budushchee#sigProGalleria3b76bd634d
joomlamodniyportal.ru

В середине декабря в Нижнем Новгороде побывал известный российский экономист, основатель и ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов. В рамках проекта «АкадемиУМ» он прочитал открытую лекцию на тему «Цифровое будущее образования: вызовы и возможности».

Исчезающие профессии

 – Цифровая революция в экономике – это сумма целого ряда технологий, которая будет вести к ряду последствий: часть из них симпатичные, часть – тревожные. По большому счету, цифровая революция несет огромные вызовы для рынка труда и для сложившихся традиционных отраслей экономики: для тех, кто добывает нефть, выпускает металл, делает автомобили, – начал лекцию Ярослав Кузьминов.

По его словам, исследователи прогнозируют, что через 10 лет ряд технологий удешевится, получит массовое распространение и захватит ряд отраслей. Уже сейчас начинают исчезать такие профессии, как диспетчер, секретарь. В дальнейшем не станет и бухгалтеров.

– Я знаю многих богатых людей, которые отказались от того, чтобы нанимать секретаршу. Искусственный интеллект выполняет ее обязанности не хуже, а, наоборот, лучше и точнее. В ближайшие 10 лет мы будем иметь беспилотные машины. Все это, конечно, бьет по сложившимся профессиям. Примерно 15–20 млн человек из 70 млн работающих, которые заняты монотонным умственным трудом, потеряют работу, – сообщил Ярослав Кузьминов. – Это колоссальный удар по той экономике, которую мы знаем.

Чтобы подготовиться к наступающему будущему, нужно изменить отношение к экономике, не гадать, хватит ли ресурсов, а думать, как выскочить из-под цифрового «катка».

Недофинансирование опасно

По мнению Ярослава Кузьминова, цифровая революция в образовании несет больше позитива, чем негатива. Однако для нашей системы, которая сложилась, опасности все же есть. Они связаны с тем, что у нас очень маленький процент передовых технологий и большое недофинансирование.

– В России сейчас всего 5% областей передовых знаний. В то время как во Франции – 13%, в США – чуть меньше половины. Наука стала глобальной, и мы ее маленькая часть, – отметил лектор.

По его словам, в образовательные технологии сейчас во всем мире вкладываются огромные деньги. Мы до этого еще не дошли. Наш бюджет образовательных инноваций очень маленький.

– Сейчас сотни миллионов людей используют для обучения глобальные образовательные платформы. В России их использует всего 10% учащихся. Существуют мощнейшие консультативные сервисы. У нас их нет. В этом мы сильно отстаем. Мы стоим перед реальным вызовом, что в России не будет собственного образовательного рынка, – сказал экономист.

 По его мнению, в России сложилось псевдообразование, которое не дает человеку реальных, необходимых для построения карьеры знаний. Выходом из этой ситуации могут быть онлайн-курсы, которые нужно проходить параллельно с обучением в вузах.

Однако в этом и кроется опасность: мы можем быть вытеснены с образовательного рынка более квалифицированными западными коллегами. И причина такой ситуации в недофинансировании.

– Чудес не бывает, – говорит Ярослав Кузьминов. – Если мы мало вкладываем в образование, то мы накапливаем неэффективных преподавателей, отстаем по технологиям. Вы знаете, что на одного студента техникума тратится меньше, чем на старшеклассника в школах! Это говорит о том, что мы их недоучиваем как школьников и не даем ничего в области технологий.

Неэффективность рынка труда

 Когда образование недостаточно финансируется, а преподаватели не умеют объяснить предмет, то из стен школ выходят люди, не нацеленные на развитие и успех, которые в дальнейшем не хотят учиться и работать. Это сказывается на рынке труда.

 – Примерно четверть населения России не работает, имеет низкий заработок или находится в местах заключения. Они приносят обществу меньше, чем общество на них тратит, – отметил экономист.

По его словам, человек, которому не повезло в жизни, будет считать виноватым в этом не себя, а того, кому повезло.

– Это очень опасная ситуация. Каждая страна систему образования рассматривает не только как гарантию равного старта, а как социальный перемешиватель, когда слабому дается больше средств, – объяснил Ярослав Кузьминов. – Российская система образования часто даже усиливает социальное неравенство. В результате 28% детей не осваивают 1 предмет, 18% – 2 и больше предмета. Это коррелируется с рынком труда. С каждым процентом неуспешных людей государство теряет 1% ВВП. А это триллионы рублей.

Новые технологии

И все же Россия может даже перегнать запад, если будет применять новые технологии обучения.

– Технологии все есть. Это, например, big data, то есть возможности сбора больших массивов информации, которая поможет увидеть, чем интересуется человек, какие ему нужны образовательные практики. Мы сможем измерить все процессы, которые идут, и сформировать единую базу данных запросов, убрав персональную информацию, – считает экономист.

По его мнению, возникнут виртуальные образовательные тьюторы, которые помогут персонально обучаться в онлайн-пространстве. Например, если человек воспринимает информацию через образ – один подход, лучше развито рациональное мышление – другой.

 Бумажных учебников не останется. С помощью электронных, построенных на искусственном интеллекте, можно будет дать ребенку все то, что ему нужно, с учетом индивидуальных особенностей. В результате учиться станет интереснее, так как практики стоит построить через игру. Это ролевые игры, игры-стратегии, стимуляторы задач.

– Искусственный интеллект даст возможность сделать рывок и опередить запад, – отметил лектор.

По его мнению, учителям уже не нужно будет проверять тетради. Они будут видеть успеваемость ученика в реальном времени через компьютер. При этом выживут в будущем только такие школы, которые будут строить занятия через игру и индивидуальные проекты, поэтому нужно перестраиваться уже сейчас. Такие технологии помогут преодолеть и образовательное неравенство.

Светлана Муратова

Фото Алексей Манянин

СПРАВКА

Ярослав Иванович Кузьминов – российский экономист, общественный деятель, основатель и ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Ярослав Иванович Кузьминов родился 26 мая 1957 года в Москве. В 1979 году окончил экономический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В 1985-м защитил кандидатскую диссертацию. Очень важным в биографии экономиста стал 1992 год, когда совместно с Евгением Ясиным он разработал концепцию экономического вуза нового образца. Именно эта концепция явилась фундаментом для Высшей школы экономики, которую Ярослав Кузьминов сам и возглавил, став самым молодым ректором в России.

  • 107 (1271) 27.12.2017

Свежий номер

Свежий номер

102 (2079) 13.11.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru