День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Совмод по-нижегородски

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/sovmod-po-nizhegorodski#sigProGalleriabe5c8f0de2
joomlamodniyportal.ru

В июле нижегородский Арсенал запустил серию пеших экскурсий в рамках исследовательского и выставочного проекта «Горький. Модернизм». 22 июля Инна Самарина, городской исследователь, создатель проекта «Непарадный Нижний», провела экскурсию «Нагорные микрорайоны. Кузнечиха».

Панельное достояние

Кузнечиху образуют два микрорайона, построенные в 1970-е и 1980-е на месте бывших картофельных полей (по другой версии, гороховых) недалеко от одноименной деревни. Кузнечиха – наше «панельное достояние» и самый зеленый район в городе.

– Нагорные микрорайоны, а вокруг Советской площади расположены одни из первых микрорайонов Нижнего Новгорода, в отличие от других строились на пустых территориях, – рассказала Инна Самарина. – Не было никаких препятствий для воплощения всех идей, поэтому все четыре нагорных микрорайона и Кузнечиха были построены практически в том виде, в котором планировались.

Экскурсия началась с домов, расположенных на улице Надежды Сусловой и украшенных мозаикой. Удивительно, но технически мозаики советских времен близки к античным. Это хитросплетенные орнаменты, разноцветные кусочки смальты, узоры из керамической плитки, мрамора и полудрагоценных минералов.

– В СССР использование мозаики во всей красе развернулось при строительстве московского метро, создавались они в традициях Академии художеств. Но у нас мозаика носила идеологический характер: распространение коммунизма, мир во всем мире, космос, спорт, – поведала ведущая.

Идеология Ле Корбюзье

Идея типовой универсальной застройки появилась не в 1960-е годы, как принято считать, а намного раньше – в 1920-е. Одним из идеологов типового жилья был французский архитектор Ле Корбюзье.

– Это он придумал план Вуазен – проект реконструкции Парижа, согласно которому должны были появиться деловой центр и жилые районы, а для этого центр нужно было весь перекроить, снести, – рассказала Ирина Самарина. – Если бы его план реализовался, мы бы не смогли увидеть тот самый красивый Париж, который сегодня существует. Насколько известно, из достопримечательностей он хотел оставить лишь Эйфелеву башню. Почему так? В 1920-е годы активно отвергалось классическое наследие. Во-первых, появился железобетон, из которого можно было строить дома любой формы и назначения, а во-вторых, получили широкое распространение автомобили. Ле Корбюзье считал, что Париж – старый, тесный и грязный, воздуха и света в нем мало, а люди ютятся в тесных домах, поэтому город должен расти ввысь. Он придумал все снести и построить башни: разделить городское пространство на деловой и спальный районы. Башни должны были занимать около пяти процентов всей площади, а остальные 95 процентов – это парки, сады и автомагистрали.

Подобный план реконструкции Ле Корбюзье хотел применить к Москве, но к тому времени конструктивизм был уже немоден, возвращались к классическому наследию, в городе росли сталинские высотки.

Ничего лишнего!

В 1955 году в СССР был принят закон «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Архитекторы вернулись к типовому виду застройки 1920-х годов. Чуть позже советское руководство закупило технологию производства домов из панелей у фирмы французского архитектора Раймона Камю. В СССР эти технологии перерабатывали, в первую очередь этим занимался Виталий Лагутенко (кстати, дедушка солиста группы «Мумий Тролль» Ильи Лагутенко). Полем для эксперимента стал московский район Черемушки. Кроме того, широкое распространение приобрела теория физиологического минимализма Лазаря Чериковера.

– Он и его группа измеряли, сколько должно быть вещей в квартире и какие вещи должны быть у людей разного пола и возраста, вплоть до того, сколько человеку нужно пространства, чтобы закинуть полотенце за спину после посещения душа. Доходило до абсурда: ширина лестничных клеток была обусловлена тем, чтобы можно было вынести гроб, – рассказала Инна Самарина.

Большинство новоселов были бывшими жителями деревень. Им запрещали тащить деревянную громоздкую мебель, разводить на балконах кур, а во дворах – коз. Мебель стала универсальной. Были придуманы шкафы, у которых дверки откидывались и превращались в обеденный стол, раскладные диван-кровати.

Согласно измерениям Чериковера на одного человека приходилось семь квадратных метров жилой площади, кухня была 4,5 «квадрата». Потом эти стандарты была увеличена, так как при строительстве таких квартир не учитывалось, что у людей могут появиться дети.

– Микрорайоны тоже предлагалось строить по нормам. Например, не больше 850 метров до школы, не больше 10 минут до магазинов, прачечных и т. д. Частный транспорт не был развит, зато очень хорошо был развит общественный. Можно заметить, как в некоторых местах, неудобных для проезда автомобиля, проложены трамвайные рельсы, – сообщила ведущая.

Чуть больше декора

По плану Советская площадь и ее окрестности должны выглядеть так: здание администрации (некоторая интерпретация здания обкома КПСС в кремле), за ним должен быть конькобежный стадион, а там, где сейчас овраг, – водоем с пляжем. По мнению архитектора Александра Дехтяра, на месте, где сейчас стоит ТЦ «Жар-Птица», должен был быть конькобежный стадион. После зимних Олимпийских игр в 1988 году, которые проходили в Канаде, где наши конькобежцы провалились, было решено построить несколько закрытых ледовых площадок для тренировок, так как в СССР площадки были только открытые, и это посчитали причиной неудачи. Одну из таких закрытых площадок было решено построить в Горьком. В итоге от этой идеи отказались и стали строить другой стадион – крытый, не ледовый. Кстати, навес над рынком, который раньше находился на месте ТЦ «Жар-Птица», изначально предназначался стадиону.

На фасаде школы № 24 тоже можно увидеть пример монументального искусства – мозаику.

– Можно заметить, что при постройке школы ресурсы были очень ограничены: был лишь кирпич разных цветов. Школа построена по типовому проекту буквой Н. С подобными школами тоже очень интересная история: как сейчас мы можем прийти в гости в хрущевку и безошибочно найти туалет и кухню, так же и в этих школах мы без труда сможем разобраться, где гардероб и столовая, потому что все они стандартные, – продолжила рассказ городской исследователь.

Если в панельных домах декорирующим элементом являлась только мозаика, и то она присутствует не везде, то уже в более поздних постройках мы можем заметить декорирование бетонными вставками. Особенно эти изменения заметны на улице Рокоссовского.

– Здесь архитектура более разнообразна. Дома 1970-х домов уже полностью подстраивались под местность. Если в панельных домах декорирующим элементом являлась только мозаика, то уже в более поздних постройках 1970-х годов – декорирование штукатуркой, башенки на вершинах домов. Плюс тут первые этажи были отведены под магазины. Таким образом на улице Рокоссовского были исправлены ошибки более ранней застройки, – констатировала Инна Самарина.

Приходите на экскурсии!

Следующие экскурсии в рамках проекта «Горький. Модернизм» пройдут:

11 августа, 15.00 – «Мещерское озеро. Большая история: люди и архитектура». Ее проведет городской гид, руководитель проекта «Люблю НН» Анна Сорокина. Старт экскурсии от площадки под экраном ТЦ «Седьмое небо».

26 августа, 12.00 – «Проходные дворы. Нижегородская архитектура из восьмидесятых в нулевые. Ироническая прогулка». Экскурсия архитектора Александра Дехтяра. Сбор группы у банка «Гарантия» (Малая Покровская улица, 7).

А в сентябре серия продолжится еще двумя экскурсиями по следам советского модернизма в Нижнем Новгороде.

Дарья Королева

Фото автора

  • 062 (1334) 25.07.2018

Свежий номер

Свежий номер

023 (2000) 27.03.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru