Многие нижегородцы «серебряного» возраста не хотят сидеть дома сложа руки и пытаются найти подработку. Это и доход в семью, и общение. Однако найти работу не только пенсионерам, но и горожанам более молодого возраста, оказывается, не так-то просто из-за требований работодателей. На что обратить внимание, чтобы достичь своей цели, рассказывает ведущий менеджер по маркетингу и PR Нижегородского филиала одного из рекрутинговых агентств Анна Зубкова.
У работников 45+ теперь больше шансов
Эксперты рынка труда отмечают, что в последнее время вырос интерес к специалистам зрелого возраста: на профильных сайтах появляются предложения о работе, ориентированные на определенную целевую аудиторию. «Рассматриваем кандидатов пенсионного возраста», «возраст не ограничиваем» – такие формулировки можно теперь увидеть. Правда, таких вакансий на открытом рынке труда пока немного.
Но есть профессии, в которых наблюдается дефицит кадров и востребованы люди с опытом и определенными личностными качествами. Это медицина, безопасность, строительство, производство, страхование. Соискателей «серебряного» возраста компании привлекают и на административные позиции, и на рабочие. Причем в некоторых сферах возрастные кандидаты бывают успешнее молодых коллег. Например, в сфере страхования клиенты более лояльны к специалистам с большим жизненным опытом.
Сейчас в базе одного из рекрутинговых порталов по Нижегородской области находится резюме более 500 кандидатов старше 60 лет и около 7000 специалистов в возрасте 45+. Причем большую активность в поиске работы проявляют мужчины – на 64% «мужских» резюме приходится 36% «женских».
Чаще всего резюме нижегородцев старше 45 лет можно встретить в сферах производства (15,4%), транспорта и логистики (11%), бухгалтерии (10%), продаж (10%), административного персонала (9%). Еще 7,6% резюме разместили представители сферы строительства и топ-менеджмента (5%). Среди рабочего персонала только 4% резюме, хотя электрики, механики, наладчики, слесари, монтажники, сварщики сейчас пользуются спросом у компаний из разных отраслей.
Правда, далеко не всегда работодатели приглашают на собеседование возрастных кандидатов: на специалистов старше 45 лет приходится только 9% приглашений. Однако еще пять лет назад этот показатель равнялся всего 3%. Связано это в том числе и с демографической ямой: сокращается количество молодых специалистов.
В ногу со временем
Однако работодатели отмечают слабые стороны соискателей старше 45 лет:
– Недостаток современных знаний в свой профессиональной области. Соискателям нужно следить за трендами в индустрии, интересоваться смежными областями, использовать полученные знания на практике. Постоянное обучение и саморазвитие – главные преимущества современного специалиста. Тем более что учиться можно и очно, и дистанционно.
– Излишняя приверженность опыту. Это когда кандидаты во главу угла ставят количество лет отработанного стажа, а не качество или актуальность знаний. Открытость новому позволяет расти и двигаться вперед, поэтому важно демонстрировать работодателю готовность к профессиональному развитию.
– Отсутствие психологической гибкости, низкий уровень адаптивности. Кандидатам нужно учитывать, что меняются технологии, бизнес-процессы, набор навыков, необходимых для выполнения той или иной работы. Так что необходимо принятие того, что изменения неизбежны, а также позитивный настрой. Это позволит, во-первых, снизить уровень стресса при переходе на новые профессиональные «рельсы», во-вторых, выделиться на фоне конкурентов за рабочие места.
– Неготовность к диалогу с молодым поколением. В основном эта проблема касается молодых руководителей и их подчиненных более старшего возраста. В этом случае нужно находить компромиссы при спорных вопросах, общие точки соприкосновения интересов, обмениваться опытом и знаниями.
– Нехватка опыта работы с современными инструментами (программы, гаджеты и т. п.). Без практики в освоении новых технологий не обойтись, и в этом процессе может помочь молодое поколение.
Однако особо ценным в работниках зрелого возраста считается накопленный багаж знаний и опыта. Работодатели, нацеленные на долгосрочное развитие, уже сейчас эффективно используют знания и опыт сотрудников «серебряного» возраста, внедряют позиции экспертов и наставников для молодых специалистов.
Правильное резюме
Чтобы произвести впечатление на работодателя, нужно правильно составить резюме и обратить внимание на несколько важных деталей.
- Разместить фото. По данным рекрутингового агентства, работодатели чаще отправляют приглашения соискателям, чьи резюме имеют фото. Для съемки лучше выбрать деловой стиль одежды, создать образ, подчеркивающий хорошую форму и позитивный профессиональный настрой.
- Сделать акцент на современные технологии и инструменты. Неэффективно «продавать» 20-летний стаж и богатый прошлый опыт, когда работодатель ориентируется на потенциальный результат, которого может достичь кандидат на той или иной позиции.
- Указывать желаемый уровень заработной платы в резюме нужно трезво, опираясь на свою конкурентоспособность и реалии рынка труда.
- Обращать внимание на позиции в сферах, которые испытывают дефицит кадров: розничные продажи, индустрия гостеприимства, консультирование. Не стоит игнорировать предложения о работе на «удаленке», тем более что у работы из дома есть свои преимущества.
- Следить за своим внешним видом, здоровьем и эмоциональным состоянием. Вежливое общение с рекрутерами, активная жизненная позиция, легкость, готовность учиться новому и открытость обязательно оценят. А вот от обид, претензий и регулярных звонков с выяснениями причин отказа лучше отказаться. Важно не терять позитивного настроя и веры в то, что работа мечты обязательно найдется.
Ксения Львова
Фото из интернета
Кстати
Закон на стороне претендентов на должность. Предъявлять любые дискриминационные требования (по возрасту, национальности, семейному положению и т. д.) к соискателям компаниям запрещено Трудовым кодексом еще шесть лет назад.